Театр и в джунглях - ТЕАТР
Ольга МетёлкинаЗа окном снег и мороз, а зрительный зал неожиданно наполняется загадочными звуками тропического леса, порхают яркие бабочки, и начинает казаться, что от воображаемой реки поднимается утренний туман. Волшебная сила искусства переносит нас в красивую умную сказку о маленьком детеныше антилопы, его мудрой маме и других обитателях джунглей.
Поэтическая пьеса Юрия Елисеева «Сэмбо» была написана сорок лет назад, но от этого она не стала менее привлекательной для зрителей, как юных, так и взрослых. Автор жил и работал Нижнем Новгороде (который в те годы еще назывался Горьким). Его пьесы «Друзья», «Неразменный рубль», «Вредный витамин», «Чудо-машина» шли сначала в местном кукольном театре, а затем разошлись по всей стране. Но особой любовью публики пользовалась сказка про Сэмбо.
В Ставрополе постановку «Сэмбо» решил осуществить главный режиссер краевого Театра кукол Григорий Гольдман по просьбе министерства природных ресурсов Ставропольского края. Её премьера состоялась в конце прошлого года.
Каждый по-своему воспринимает эту историю. В ней нет примет времени, которые могли бы её «состарить». Потому что главные темы здесь - любовь, мудрость, самопожертвование и другие чувства и явления, которые во все времена ценились выше всего, и оттого не могут устареть и не волновать зрителей.
Мы знакомимся с главным героем – трогательным Сэмбо, который только что появился на свет, доверчиво смотрит на мир широко открытыми глазами, воспринимая его как настоящее чудо. Он и сам открыт для этого мира, наполненного чарующими звуками и яркими красками. Малыш еще не знает страхов, кроме одного – потерять маму. Сэмбо поначалу не представляет, что в этих красивых огромных джунглях не все так добры к нему, как его мама. Проходит совсем немного времени для того, чтобы маленький Сэмбо понял: «Я понял, нет у нас друзей – кругом одни враги». Окружающий мир полон опасностей. Они исходят не только от коварного Крокодила, хитрого Шакала и зубастого Льва. Все обитатели джунглей больше всего боятся Человека.
Но в финале сказки всё же происходит удивительное событие. Выясняется, что Человек не такой уж и страшный: он спасает Сэмбо и отказывается от затеи забрать Антилопу-маму в зоопарк. Его вполне устраивает обычная фотоохота.
В спектакле играют заслуженная артистка РФ Т. Стукачева (Антилопа), Н. Ледовских и И. Нилова (Сэмбо), А. Куликов (Шакал), Е. Колбас (Обезьянка, Собачка), Е. Куликова (Обезьянка), И. Агарков (Лев), В. Грищенко (Крокодил), В. Задов (Человек).
На мой взгляд, художник из Самары Любовь Борисовская, работавшая над оформлением спектакля, попала, что называется, в точку. Насыщенная цветовая палитра декораций и костюмов передаёт новизну ощущений малыша, только что появившегося на свет. Кто не замечал, что в детстве и небо синее, и трава зеленее, и солнце светит ярче?..
Нестандартное цветовое решение буквально притягивает взгляд зрителя. А когда костюмы трансформируются в динамичные декорации и становятся частью пейзажа сказочных тропиков, эмоциональное восприятие многократно усиливается. Звуковые эффекты и музыкальное оформление в целом гармонично соединяются с цветовыми акцентами декораций и костюмов.
Из-за отсутствия своей стационарной сценической площадки, сказку смогли увидеть далеко не все желающие. Нашим кукольникам не привыкать работать в «походных» условиях. Хорошо еще, что есть возможность два раза в месяц пригласить зрителей на спектакли в гарнизонный Дом офицеров. Другие представления коллектив показывает на выезде: в детских садах и школах. Я, к примеру, смотрела сказку про Сэмбо вместе с учащимися ставропольского лицея № 5. Там условия для показа неплохие. Но с первых минут спектакля и до финальной сцены я не могла избавиться от навязчивого ощущения, что для полноценного восприятия этой постановки требуется совершенно другое помещение. В Ставрополе у очередного поколения горожан слова «кукольный театр» стойко ассоциируются с пребывающим в плачевном состоянии зданием на проспекте Октябрьской революции. Театр не заслуживает вульгарного потребительского отношения, это не развлекательное заведение. С помощью «игрушечных» героев сказок дети испытывают настоящие эмоции, на простейших примерах учатся понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Я уже не говорю о том, что здесь закладывается элементарная зрительская культура. Поход в театр в любом возрасте должен быть значительным, волнующим событием. Но пока нет стационарного помещения, зрители вынуждены подобно влюбленным в искусство «буратинам» преданно следовать за «странствующим» кукольным театром. Мы готовы верить в сказки и даже в то, что на пресловутом поле чудес может вырасти дерево с золотыми монетками. Но твёрдо знаем, что не мифические денежки, а только реальные средства способны поднять из руин здание краевого Театра кукол.