Театральное постоянство Алексея Малышева
Говорят, что в нашем мире нет ничего случайного. Если следовать этой логике, то день рождения Алексея Малышева - 27 марта - стал хорошо подготовленной импровизацией Всевышнего, задумавшего связать будущее новорожденного с театром. С тех пор прошло 80 лет...
Для Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова имя Алексея Малышева ассоциируется с целой эпохой, оставившей заметный след в творчестве коллектива и памяти зрителей. В течение многих лет он был художественным руководителем театра. Сейчас он живет в Туле, однако Ставрополь не забывает. Здесь у него остались друзья, ученики, с которыми он переписывается и созванивается.
Незадолго до юбилея мы связались с Алексеем Александровичем по телефону. В трубке знакомый голос, совсем рядом - как будто никто никуда не уезжал. Конечно, помнит. И мысли о Ставропольском театре самые добрые. Беспокоится за своих ребят, за тех, кому приходится работать в условиях нового экономического кризиса. Алексей Александрович очень беспокоится о провинциальном театре в целом. Ведет переписку с Общественной палатой, с канцелярией
В. Путина. Душа болит за будущее театра.
Мы вместе вспоминали замечательные спектакли, которые ставил Алексей Александрович на ставропольской сцене. Ему особенно дороги те, что создавались в его второй приезд - с 1989 года. «Фаворит», «Пигмалион», «Королева Марго», «Женское постоянство»...
Заслуженный артист России Владимир Гурьев, ныне - художественный руководитель театра-студии «Слово» вспоминает Алексея Малышева с большой благодарностью:
- Я никогда не забуду спектакль «В списках не значился» по Борису Васильеву. Это была первая моя работа под руководством Алексея Александровича. Он умрет, но вытащит из тебя всё, что ты можешь выдать в этом образе. Это в нем бесценно. Он в тебе заинтересован, он с тобой работает. Он требует, чтобы ты открылся и выложил себя, чтобы ты был живым, чтобы глаза твои не были пустыми. Он не забывал никогда говорить: «Вот это шаг вперед. Отметь себе, что ты здесь продвинулся в том-то и том-то. Ты здесь убедителен, правдив». А когда ты этим вооружен, ты знаешь свою палитру.
Для ведущей актрисы Ставропольского академического театра драмы Ирины Баранниковой Алексей Малышев был не только главным режиссером, но сначала - учителем:
- Мне очень памятны «Осенние скрипки», в которых я играла Верочку, - знаковый для меня спектакль, который позволил развернуться молодой актрисе. Один из самых моих любимых спектаклей, мне кажется, несвоевременно снятый из репертуара - «Белая гвардия». Если бы сказали завтра: «Господа артисты, сыграйте нам «Белую гвардию», наверное, хватило бы одного прогона, чтобы восстановить его.
Сегодня Ирина сама занимается режиссурой, ставит спектакли в театральной студии СГУ и вспоминает, как с ними, молодыми, работал Алексей Александрович.
- Думаю, что у него есть все - оптимизм, бодрость духа, друзья во всех концах нашей страны и за ее пределами, - говорит актриса. - Хотелось бы пожелать Алексею Александровичу здоровья и держаться молодцом, как он это умеет делать сам, и заряжать других.
Алексей Малышев действительно стал эпохой для Ставропольского театра. И среди телеграмм, которые юбиляр получит сегодня, будет одна поэтическая - ее написал от лица коллег председатель Ставропольского отделения СТД заслуженный артист РФ Владимир Аллахвердов:
Полжизни Ставрополью
посвятили!
Вы аксакалом нашим
и кумиром были,
И заслужили
публики признанье
Тем, что угадывали
все ее желанья!
В актерах скрытые
таланты открывали,
За что заслуженно
Вас папой называли.
И потому на протяженьи
долгих лет
В душе у каждого
оставили Вы след.
Любопытно, что Алексей Малышев дорог не только Ставрополю. Его актерская жизнь начиналась в 1952 году в Новосибирском театре «Красный факел». Тринадцать лет Алексей Александрович играл на его знаменитой сцене. По нашей просьбе новосибирская журналистка Яна Колесинская поинтересовалась в театре «Красный факел», помнит ли там кто-нибудь Алексея Малышева. Оказалось, помнят! Актер Александр Кондаков до сих пор благодарен Алексею Александровичу за то, что он пригласил его в театр. Правда, вместе им работать не довелось, потому что Александр был принят в труппу как раз в то время, когда Малышев ушел из «Красного факела». Алексея Александровича не забыли и актрисы Тамара Сердюкова и Анна Покидченко. Анна Яковлевна - народная артистка СССР, старейшая актриса Сибири была партнершей Алексея Малышева во многих спектаклях. Она вспоминает то время как период яркого творческого поиска. Вот как бывает, когда человек беспредельно предан своему делу, своей профессии.
«Вечерний Ставрополь» присоединяется к поздравлениям ставропольских театралов, адресованным Алексею Александровичу по случаю его юбилея и Международного дня театра.
Мария
ВЛАДИМИРОВА.