Тест на человечность
Василий СкакунВажны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.
Талмуд
Совсем недавно мне рассказали о случае, произошедшем в нашем городе. Женщина немолодых лет, идя домой холодным с дождем и снегом декабрьским днем, вдруг увидела лежащего на тротуаре мужчину. По всей вероятности, он потерял сознание и, падая, разбил голову. Его шапка валялась рядом. Проходившие мимо него люди аккуратно, чтобы не наступить на раскинутые руки, обходили лежащего стороной. Та женщина, которой было не безразлично состояние больного человека, пыталась по сотовому вызвать скорую – 03, но по сотовому телефону подобная функция набирается иным кодом – 112, чего она просто не знала. Она стала обращаться к прохожим, чтобы перенести человека на сухое место, но все, безучастно опустив глаза, быстренько покидали это место, а некоторые говорили: «Да оставьте его, он, видимо, пьяный». Тогда, поняв, что, помощи не дождешься, эта женщина вышла на середину проезжей части дороги, расставила руки в стороны, тем самым остановив движение транспорта и прося водителей притормозивших машин вызвать скорую помощь. Они вызвали неотложку, и надо же, машина приехала практически сразу. Женщина-врач, увидев ту, которая хлопотала около больного, сухо спросила: « Вы кто — родственница?». Та отрицательно покачала головой и сказала: «Нет, я – человек». «Тогда вам здесь нечего делать», — заявила врач. Но та, которая назвала себя человеком, ответила: «Нет, я не уйду, быть может, смогу чем-либо помочь». Женщина-врач и ее напарница из скорой стали раздевать пострадавшего (чтобы померить давление) прямо на сыром и грязном асфальте, буквально вытряхивая его из пальто. Тот, который без сознания, при этом бился головой о землю. Женщина, назвавшая себя человеком, бурно запротестовала и буквально заставила персонал достать носилки, чтобы вначале уложить несчастного на них, а уж затем проводить необходимые измерения. Она попросила бинт, чтобы перевязать больному рану на голове. Они, врачи, достали бинт, и эта, которая сердобольная, с помощью других женщин перевязала рану пострадавшему. Уже собралась толпа зевак, поддерживающих ту, которая не сдавалась. Теперь на носилках освободили одну руку больного и измерили давление. И когда хлопотавшая больше всех спросила: «Сколько?», ей опять грубо отказали, сославшись, что это врачебная тайна. Потом уже всей толпой подняли носилки, закатили в скорую, и они уехали, даже не сказав, в какую больницу. Та, которая не из пугливых, не забыла напоследок запихнуть шапку пострадавшего в карман его пальто.
Инцидент был исчерпан, и публика неохотно расходилась – зрелище закончилось. Не будем упрекать врачей. К сожалению, то общество, в котором мы живем, непостижимым образом способно вытравливать из людей главное качество — человечность.
Помню, два года назад, когда в одну из больниц нашего города привезли нашу внучку, упавшую со скалы в 15 метров в Приэльбрусье с многочисленными переломами и поместили в реанимацию, куда не допускают родственников, так там в ту самую первую ночь запершиеся изнутри медработники каруселили до утра, отмечая день рождения одной из сотрудниц. Отмечали, как положено, — со спиртным, песнями, танцами и хороводами между кроватями стонущих больных. И там же, но двумя этажами ниже, другие врачи, отлично проведя целый ряд операций, поставили девочку на ноги. Все и везде зависит только от одного фактора – человечности: или она есть, или ее нет. Больной у них, как подопытный кролик, которому даже не положено знать, что там тебе колют, а если будешь умничать, то к тебе за неделю не заглянет ни один врач. Клятву Гиппократа все забыли на второй день после ее прочтения, как и назидание Бехтерева, что если больному не станет лучше от общения с врачом, то это не врач.
Однако вернемся к случаю с человеком без сознания, лежащим на тротуаре. А что же все те, другие, которые боялись замараться об упавшего человека, аккуратно переступая через него? Кто они и почему чужое горе было для них полным безразличием? Они что же, без сердец или их сердца наглухо зачехлены эгоистическими панцирями? Можно только пожалеть таких людей: каков их внутренний мир – беден и узок, какой слабый стержень жизни, как слаба сила их Духа, как ничтожны они, все эти спящие, глухие и слепые. Сколько горестей, обид, поражений, неудач, да и болезней вынуждены они по этой причине нести на себе, не понимая, что рядом (внутри) находится то Величие, что делает каждого из нас Человеком.
«Никто не может помешать духовному развитию человека, кроме его самого. Ни физическая слабость, ни умственная неспособность не могут быть препятствием к развитию духовной природы, ибо развитие духовной природы только в увеличении любви, и никто не может препятствовать этому увеличению» (Люси Малори).
Мы все как-то в суете сует забыли главное – люди созданы для общения друг с другом. И способов этого общения всего два – с добротой или с недоброжелательностью. Третьего не бывает, так как безразличие – это и есть пример бездушия. И если мы не используем свой положительный арсенал, то мы очень мало чем отличаемся от животных – как и они, мы ночью спим, а днем бодрствуем, как и они, хотим есть, как и они, хотим размножаться, как и они, недолюбливаем друг друга, как и они, рождаемся и умираем. Да, они не могут строить высотных домов, запускать ракеты и поворачивать вспять реки. Да, мы во многом преуспели (машины, ноутбуки, сотовые телефоны) и т.д., но все это для ублажения тела. Зато животные не пьют алкоголь, не балуются наркотой и не обманывают по-крупному своих собратьев. И вообще, заяц не ест зайца, волк не охотится за волком, львы не завидуют львам и не придумывают вооружение для уничтожения себе подобных. Все это говорит только об одном – непонимание роли человека в той самой жизни.
Мы, люди, постоянно и во всеуслышание с гордостью напоминаем сами себе, что мы – хозяева на этой Земле. Но, во-первых, нас никто не рекомендовал и тем более не утверждал на подобные роли, а, во-вторых, хозяева мы никудышные. Ни один настоящий хозяин так не относится к своему подворью, как человек к планете, приютившей нас, все крушащих, взрывающих, захламляющих. А главное – абсолютно неблагодарных Матери-Земле за все те условия, созданные для наших жизней. Все наши беды, как глобальные, так и местечковые, как раз и проявляются в узости представления о себе – человеке, своих возможностях и обязанностях. Мы всю жизнь свели к простейшим сравнениям себя и всех остальных по количеству метров жилой площади, марке машины, площади дачного участка и прочим видам недвижимости. Мы глубоко убеждены, что это и есть настоящая жизнь – борьба за блага, стремясь к которым, даже переступаем не только через упавших без сознания, но и других, которые в полном здравии. И от этого постоянного нацеливания на все большее обладание не можем не терять первооснову, ради которой все мы и присланы на эту Землю. Ибо вся эта кутерьма, из-за которой мы теряем совесть, сердечность и доброжелательность, рано или поздно не может не обернуться печалями, неудовлетворенностью жизнью и болезнями. Но и эти все недоразумения человек осмелился или был вынужден принять за некую норму.
Мы просто все заблудились в трех соснах, приняв свои жизни за их одноразовую окончательность, не признав наличия духовной составляющей в каждом человеке, и главное – неверие в бессмертность собственных душ. Все остальное это уже результирующие этих заблуждений, тем самых трех сосен, которых мы не распознали в чистом поле.
А тесты на человечность пропускаются через нас каждый день, и даже по многу раз в день. Это способы общения со своими родными и близкими, это все обстоятельства жизни везде: в магазине, на базаре, в маршрутке. Это все время нас проверяют на человечность, как бы подсказывая нам – ну вот тебе еще одна попытка стать человечнее. Зачем бы это? Чтобы понять себя изнутри. Ибо, как только мы поймем себя изнутри, мы непременно поймем все: и Большую Жизнь, и цель собственного прихода на Землю.
P. S. Тебе обязательно дадут возможность стать человечнее, смотри не пропусти этот шанс.