«Точка невозврата» Наполеона Бонапарта
Григорий Варлавин«И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой!»
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Это сражение русской армии под командованием М. И. Кутузова не стало решающим в Отечественной войне 1812 года, однако день Бородинской битвы стал своеобразной «точкой невозврата» для наполеоновской армии. Сам французский император вынужден был признать, что из 50 данных им ранее сражений в битве под Бородино его солдаты «проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха». Ему не удалось осуществить мечту всей своей жизни — разбить русскую армию. В тактическом плане Наполеон выиграл, но проиграл более масштабно — стратегически.
В день, который «…помнит вся Россия…», победителя не было. Позже великий русский писатель Лев Толстой результат Бородинской битвы назовёт «нравственной победой русских», а сам Наполеон Бонапарт признается, что «русские стяжали право быть непобедимыми»...
Русский поход Наполеон готовил весьма основательно. Он прекрасно понимал, что русская армия имела огромный боевой опыт и мало в чем уступала французской по выучке и в вооружении, к тому же Россия занимала достаточно прочное международное положение, что было немаловажным в тот период. И всё же Наполеон был уверен в своей победе, рассчитывая молниеносным ударом разгромить русские войска. Для этого он сформировал т. н. «Большую армию», которая насчитывала более 600 тысяч человек. Император очень внимательно изучил основные военные действия русских на Петербургском, Киевском и Московском направлениях, — и выбрал Московское, как наиболее привлекательное и перспективное. Наполеон планировал сосредоточить на западной границе России три сильных, превосходно обученных и вооруженных группировки, одну из которых, самую мощную, численностью более 200 тысяч воинов намеревался возглавить лично.
Нельзя сказать, что приготовления Бонапарта к походу на Россию оставались незамеченными. Русская армия к началу XIX века была, пожалуй, одной из самых мощных армий в мире, имела богатое боевое прошлое, сражаясь с Турцией, Персией, Швецией. Император Александр I еще в 1810 году утвердил план военных действий, в соответствии с которым создавались укрепления, склады с вооружением и продовольствием, группировались войска. На западной границе империи дислоцировались 127-тысячная армия генерала Барклая-де-Толли и 45-тысячная армия генерала Багратиона, прикрывавшие направление на Москву и Санкт-Петербург. На Киевском направлении стояла 46-тысячная армия генерала Тормасова. Зная коварство турок, южную границу прикрывала 35-тысячная армия генерала Чичагова.
22 июня 1812 года Наполеон объявил, что «Франция считает себя в состоянии войны с Россией», а ещё через два дня его армия начала переправу через реку Неман. Французы не встретили сопротивления — Барклай-де-Толли, избегая встречи с двукратно превосходящим противником, приказал своим войскам отступить, тем самим сразу же сорвал замысел Наполеона вклиниться между русскими армиями и разгромить их по одиночке. Учитывая невыгодное соотношение сил, армия Барклая-де-Толли отступила к Смоленску, чтобы соединиться с армией Багратиона…
Мысль о генеральном сражении не покидала Наполеона. Он решил обойти Смоленск и зайти в тыл русским войскам. Однако русское командование вовремя разгадало его намерение и приняло контрмеры. После многочасового боя обе русские армии отошли к Смоленску и, оставив усиленный заслон для прикрытия отхода, ушли в сторону Москвы. Более двух суток оборонял свои позиции заслон, успешно отбивая многочасовые атаки противника. По воспоминаниям современников, французы буквально сровняли город с землей, а огонь был такой силы, что в садах яблоки падали на землю уже печёными. Когда французские войска вошли в Смоленск, от города осталось не больше 10% строений, да и те были повреждены. Французы вынуждены были оставить Смоленск и двинуться вслед за основными силами русских.
20 августа Барклая-де-Толли на посту главнокомандующего русской армией сменил Михаил Илларионович Кутузов. Не потому, что прежний главком был плохим военачальником — фамилия у него не соответствовала моменту и русскому патриотизму. А за новым (старым!) главнокомандующим в войсках летело крылатое: «Пришёл Кутузов бить французов!»…
Русская армия остановилась перед городом Можайском. Широкое раздолье у села Бородино было прекрасным местом для выгодного расположения войск и позволяло перекрывать оба пути — Старую и Новую Смоленские дороги. Из донесения Кутузова императору Александру I: «Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине.., одна из наилучших… Слабое место сей позиции… постараюсь я исправить искусством. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда имею я большую надежду к победе».
Известно высказывание Кутузова в кругу близких друзей: «Наполеона мы не победим. Мы его обманем!»...
Некоторое преимущество в численности войск: 135 тысяч против 126 тысяч русских солдат — вселяло надежду Наполеону, который к тому же полагал, что русские весьма измотаны предыдущими боями и не способны оказать серьезного сопротивления. Небольшое превосходство русских в артиллерии: 640 орудий против 587 французских — Бонапарта сильно не тревожило.
«И грянул бой!..» — ранним утром 8 сентября Наполеон, сосредоточив на двухкилометровом участке 45 тысяч солдат и 400 орудий, нанёс мощный удар по левому флангу войск Багратиона, которые обороняли Семёновские флеши. Под напором превосходящих сил противника, отчаянно сопротивляясь, войска Багратиона вынуждены были оставить неприятелю село Бородино и с боем отступить. Около занятого села французы установили пушки и начали ураганный обстрел русских позиций. Атаки на русские флеши следовали одна за другой, но успеха не имели.
К 8 часам утра 30-тысячное французское войско при поддержке 160 орудий предприняло новое, более удачное наступление. Была успешной и атака трёх пехотных французских корпусов. Однако это были временные успехи на фланговых позициях русских. Многочасовой жестокий бой за центр русской позиции, который защищала батарея капитана Раевского, закончился не в пользу французов. И даже поддержка 400 орудий не помогла 26-тысячному французскому войску (против наших 18 тысяч!) в очередной атаке добиться успеха! И только восьмая атака, превосходящая русские силы в 2,5 раза, завершилась захватом Семёновских флешей, где французы установили свою артиллерию и обрушили шквал огня по батарее Раевского и стоявшим за Семёновскими флешами частям армии Багратиона. Положение центральной батареи Раевского стало критическим: французы вели огонь из 150 орудий с трёх направлений - от Бородино, фронтальный и с флешей. Очередная атака трёх пехотных дивизий и трёх кавалерийских корпусов после упорного боя завершилась взятием французами батареи Раевского.
С падением батареи Раевского борьба за центр русской позиции была закончена, но общее сражение продолжалось ещё несколько часов. Убедившись в прочности русских позиций, Наполеон не решился продолжать сражение и приказал своим войскам оставить батарею Раевского и Семёновские флеши. После пятнадцати часов непрерывной кровопролитной битвы обе армии — и французская, и русская — остались на позициях, которые они занимали до начала сражения.
К полуночи с нашей стороны были полностью восстановлены укрепления центральной батареи Раевского, приведены в боевую готовность укрепления на флангах, и русская армия снова была готова к встрече с врагом.
Наполеон тоже готовился к сражению, хотя уверенность его в победе «старого лиса», как он называл Кутузова, сильно пошатнулась…
Потери с обеих сторон были огромные. Кутузов доносил в столицу: «Потеря с обеих сторон велика: урон неприятельский, судя по упорным его атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма наш превосходить… Неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами…».
Действительно, даже при естественном желании обеих сторон преувеличить потери противника и приуменьшить свои (что, кстати, присуще во все времена и во всех войнах), итоги битвы потрясали. В Бородинском сражении русские потеряли убитыми и ранеными более 38 тысяч человек, в том числе 29 генералов, из них 6 были убиты. По другим данным, наши потери составили 15 тысяч погибших и раненых 30 тысяч, три генерала погибли и 12 ранены. Французы потеряли 50 тысяч человек, в том числе 49 генералов. По французским данным, погибли около 30 тысяч человек. Некоторые источники приводят другие данные французских потерь: убиты 20 тысяч, ранены 40 тысяч, генералов погибли 9 человек, ранены 30.
Как бы там ни было, именно эти печальные итоги битвы заставили обе стороны отказаться от нового сражения. Наполеона Бонапарта ждали: отданная русскими, но не покорившаяся Москва, дым пожарищ, отступление, похожее на бегство, по разоренной Старой Смоленской дороге, русский «генерал Мороз», позорное возвращение домой и «владычество» карликовой «империей» на острове Эльба. Но все это будет потом...
Бородинское сражение вошло в историю нашей Родины как наиболее яркая её страница, явилось вдохновляющим примером для последующих поколений защитников Отчизны, что наглядно продемонстрировали советские воины в годы Великой Отечественной войны, которые приумножили воинскую славу предков, героически сражаясь на Бородинском поле, где проходила Можайская линия обороны. Символично, что на Бородинском поле рядом с памятниками героям сражения с армией Наполеона стоят памятники героям сражения с фашистскими захватчиками.
Воздавая дань заслугам перед Отечеством генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова, был учреждён орден Кутузова, один из первых советских орденов периода Великой Отечественной войны и второй после ордена Суворова «полководческий» орден. В новейшей истории России орден Кутузова сохранён как награда за подвиги и отличия в боях по защите Отечества.
Бородинское сражение — знаменательное событие в истории России, показавшее миру мужество и героизм защитников земли Русской, сдержавших клятву верности Отчизне, продемонстрировавшее мощь и славу русского орудия. Это «событие, достойно быть увековеченным в народной памяти», — говорится в преамбуле Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», который определяет день Бородинского сражения как День воинской славы России!