Накануне великого церковного праздника Преображения Господня православному братству Святого Духа (Спасо-Преображенскому реабилитационному центру) исполнилось три года.
…Солнце заливает все вокруг. Тепло, но не жарко. Моложавая женщина медленно опускает на землю тяжелые сумки, и, кажется, сейчас вот-вот упадет. «Мама! Это же я! Мама, не плачь… Я это…» Высокий парень в белой рубашке подхватывает мать под руку: «Пойдем вместе…»
Потом мать будет медленно, со слезами, рассказывать свою горестную историю: «Восемь лет полнейшей темноты. Сын долго скрывался, прятался… Понимал, что попал в нехорошую историю, видимо, жалел меня. Но и сделать ничего не мог. Бывало, закроется в своей комнате и не выходит неделю, да еще и просит: замкните меня. А потом дверь вышибает плечом… За восемь лет у нас ничего не осталось - ни здоровья, ни денег, ничего… Сегодня вот впервые его увидела и, честно говоря, не верю до сих пор, что весь этот кошмар позади. Руководитель центра говорит, что мой мальчик хороший, что все победит. Жаль, что отец уже не увидит этого».
Матерей на празднике больше, чем отцов. Да и послабее отцы: плачут все время, все норовят хоть как-то прикоснуться к детям. Пожать руку, потрепать по плечу. Мамы – нарядные, сияют улыбками, ждут не дождутся, когда же чадо любимое выйдет на сцену, что-то скажет, хоть как-то проявит себя. Да и немудрено: за годы наркотического плена они наслушались совсем других речей. Видно, что вот у этой мамы сын уже давно в порядке, а вот эта еще с опаской ждет, чем все закончится…
Первые…
На подъезде нас встретил «передовой отряд», двое ребят, указывающих, как удобнее теперь проехать к центру. Этот вот наш, помню его, а этот? Красавец с хорошей выправкой, в белой рубашке, весь такой «справный»! Оказывается, и этот наш: мальчик-азербайджанец, не так давно прибывший на реабилитацию! А еще совсем недавно робко как-то входил в коллектив: и веру принял, и порядки, и братьев тоже…
Все мои старые знакомые в полном порядке. Великолепный Ромка Васильев, модный такой весь, в стильных очках. Красивый хулиган. Тащит сейчас на себе открытие нового центра. Валера Калмыков, весь спокойствие, вежливость и порядок, вместе с мамочкой своей… А вон и Юрка Турчин. Ну вылитый чиновник очень серьезного ранга! И, конечно, мой любимчик, наша общая звезда – Степан Сухолиткий. Он у нас теперь «звезда», лицо с обложки глянцевых журналов! Интервью направо и налево, на телевидение и в газеты… Мама его от счастья светится: еще недавно думала, что все, потеряла сына. А теперь вот – звезда-с…
И каждый преображенец работает сейчас с новыми ребятами. Вытаскивают из грязных притонов, из подвалов, учат простым правилам жития, работать, да просто — жить учат.
Пастырь
Концерт, организованный силами братства, был в самом разгаре. Уже сказали приветственные слова, уже выступил с обращением председатель братства протоиерей отец Игорь (Подоситников), отыграли песни казаки - и вот народ разом повернулся к главным воротам: приехал владыка Феофан! Счастлив должен быть пастырь, имеющий таких детей! Ребята, девушки из женского центра окружили батюшку: «Благословите…» И он всех благословлял на новую, чистую и красивую жизнь. И мамы, и отцы, и все, кто приехал на праздник, слушали, затаив дыхание, слова пастыря: «Где тот злой гений, что создал вот эту программу? Программу уничтожения России! Он делает это методично и жестоко… Что происходит теперь с нами? Мак стал гексогеном, и взрывает не десятки, не сотни — тысячи и миллионы душ наших детей! Как можно говорить о свободе производства (кондитерского мака. - Авт.), если это производство убивает наше будущее… Мы говорим о национальных программах, о приоритетах, но какое значение они будут иметь, если наше будущее уничтожается сейчас? Не надо калечить наших уже выросших детей! Это задачи наших властей в каждом субъекте федерации, в каждом городе и поселке…
…Мы находимся сейчас на клочке этой благодатной земли и видим – есть выход из невода ада! Три года назад пришли ко мне отец Игорь и Николай Новопашин: «Помогите!» А я ведь не в келье живу, я с народом, и я вижу, что происходит с моим народом. Попросили мы землю… Но не нашлось тогда воли сказать: вот земля, берите так! Нет: выкупайте! И мы выкупили, хоть большой была цена. Но разве есть цена у человеческой жизни? Нет такой цены.
И вот – реальные плоды! Три, четыре, пять месяцев, год без наркотиков! Эти ребята - парень, девушка - не ходят по подвалам. Они живут новой, красивой жизнью: работают, учатся, создают семьи.
Запомните, что скажу вам сейчас! Великий святой Серафим Саровский, триста дней стоявший на коленях на камне и молившийся о нас, ответил на вопрос народа: что нужно нам, чтобы спастись? Он сказал: нужна воля к спасению! Имейте твердое желание и волю! Никогда не говорите: никогда. Говорите: Господи, я настрадался! Помоги мне преодолеть… Сочетайте стремление души с тем, как Бог повелит.
Обращаюсь к вам, к тем, чьи дети, чьи родные попали в наркозависимость. Это может быть и ваша вина. Потому, что вы стремились преуспеть, пройти карьерную лестницу, накопить какие-то блага. А от детей откупались! Просит дорогие вещи, вы даете. Просит машину – пожалуйста. А потом получается, что ничего вы не сделали для ребенка. Запомните – дети не инкубаторские выводки! Они требуют воспитания, внимания и родительской любви.
Жила Россия с Богом тысячу лет – была Великой Россией! Вот что без Бога получилось…»
Владыка рассказал и о своей мечте. «Не хочу мечтать о современных зданиях для ребят. Не хочу мечтать о соборном комплексе… Мечтаю, что однажды здесь скажут: все, больше мы не нужны. И закроют эти ворота навсегда!»
Иногда глазам
не верю!..
Так закончил свою речь начальник управления наркоконтроля генерал-лейтенант Александр Клименченко. «Мы же их другими видим: полулюди, больные, лживые, уставшие. Измотавшие и себя, и родителей. Сделавшие созависимыми всех своих родных… И вот – пожалуйста! Наши бывшие подопечные играют с нами в футбол! Так ведь и относимся к ним, как к серьезным противникам: все натренированные, все сильные и, похоже, очень смелые! Надеюсь, что моя команда, составленная из сотрудников спецназа наркоконтроля, быстро поймет, что с этими ребятами опять надо держать ухо востро: могут выиграть запросто. И без поддавков! Я рад, что эти парни и девушки выбрались. А мы всегда будет им помогать!»
Кстати, проводился тут недавно федеральный конкурс ФСКН по проблемам в противостоянии наркотикам. Так вот, Спасо-Преображенский центр занял первое место. О чем и говорит специальный диплом. А вот второе и третье решено не присуждать, потому что не просто равных, даже близко к равным, никого во всей России не нашлось! Это ли не успех? Диплом вручал начальник отдела межведомственных отношений по ЮФО, полковник полиции, профессор Евгений Чернов.
Футбол
Пока шел концерт, пока играла гитара, пела скрипка и ребята и девушки показывали маленький спектакль, на поле уже вовсю разминались. И вот «наши» футболисты в красных майках играют с командой наркоконтроля. Скоренько помолились перед выходом на поле, и вперед! Болельщики нашлись у всех. Генерал и его заместители, сотрудники полиции сидели на вип-местах: разномастных стульях, выстроенных вдоль кромки поля. Батюшки, ребята-преображенцы расположились кто где. Страсти накалились: от этой товарищеской или, скорее, дружеской игры зависит многое. Выяснилось, что преображенцы не такие уж слабаки: пропустили всего один гол и в общем зачете получили «бронзу». Особо не огорчились: «Да нам бы еще потренироваться! Мы, когда приступили к тренировкам, что о том футболе знали, да и спортом особо никто не занимался. Будем создавать свою команду и участвовать в дальнейших соревнованиях!» И будьте уверены: эти создадут!
Праздник подходил к концу. Вот уже и праздничный стол опустел. Вот провожают родителей (опять папы плачут!), вот уже и ребята разъезжаются по центрам… И завтра все сначала. Кто-то новенький в слезах и в муках будет совершать главный подвиг своей жизни: держаться. Сначала несколько часов, потом – несколько дней… И так – до конца своей жизни.