Только время принадлежит нам
Василий СкакунЧем в основном занимаются люди в течение своей жизни – улучшают ее материальную базу всеми доступными и недоступными способами. И совершенствованию в этом нет предела. Наши далекие пращуры жили в пещерах, мерзли, пока не научились добывать огонь, благодаря же изобретению сетей, копий и лука не только добывали себе пищу, но и защищали от врагов свое племя.
С каждым новым столетием одновременно развивались две составляющие жизни – материальная обустроенность быта, а также средства нападения и защиты. И сейчас мы в этих сферах достигли, пожалуй, самого большого успеха – живем в полном комфорте в быту и, в зависимости от наличия материальных средств, можем возводить его (комфорт) в некую высшую степень совершенства (дома, машины, самолеты, яхты и т. п.). И наряду с этими созидательными процессами параллельно, но с еще большей устремленностью корпим над созданием и модернизацией средств и методов разрушения материальных ценностей (того, что строим) и уничтожения себе подобных. И как гордимся этими двумя творениями рук человеческих!
Но все дело в том, что когда мы уходим из земной жизни, то все то, над чем мы так упорно трудились, остается, по сути, мертвым грузом. Да, если удастся хорошо воспитать своих детей, то они не рассорятся на всю жизнь, когда будут делить оставленное родителями наследство. В том случае, если родители передали им в наследство нечто нематериальное, то, что называется счастьем, тогда они сумеют остаться добрыми родственниками на всю жизнь. Или вдруг наши короли повздорят по-серьезному, и тогда все будет уничтожено, все то, чему отдано было столько сил, надежд и, главное - времени.
И потому мудрецы вопрошали: «Кого ты мне назовешь, кто хоть сколько-нибудь умел бы ценить время?». И это время, как оказалось, отпущено каждому по-разному. Да, мы способны в некотором роде продлить его, если будем жить по законам разума. И, кроме того, нам кажется, что если мы будем постоянно включать времясберегающие технологии (скорости передвижения, темпы выполнения тех или иных первозадач), то тем самым сможем сэкономленное время использовать для достижения больших ценностей. Ну, это жизнь по заветам товарища Бендера:
«Время, которое у нас есть, это деньги, которых у нас нет».
Но парадокс жизни в том, что денег-то по большому счету не будет хватать никогда, ибо чем больше их имеешь, тем в большей степени ощущаешь их недостаток, так как желаемое всегда опережает действительное. Тогда зачем это?
С другой стороны, если мы, борясь за отсрочку своего ухода из жизни, гордимся теми годами, которые удалось отнять у Вечности, то это еще одна иллюзия. Сенека, философ Древнего Рима, говорил:
«Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста».
Так тогда вопрос вопросов – а зачем нам даны эти годы, переходящие в десятилетия, если деньги – это не цель, а количество прожитых лет тоже не достижение. Тогда что же?
Вы никогда не обращали внимания на бездомных собак, которых полно на наших улицах. Как только они добыли себе где-то, как правило, в мусорных баках, какое-либо лакомство, то тут же ложатся и безмятежно спят много часов подряд. Их не волнует, сыты ли их взрослые дети или сосед, их не волнует, где они проведут ночь, их не волнуют проблемы питания следующего дня. Их так же не волнуют дорогие ошейники и опрятность домашних собачек (их дальних родственников). Завистью, как и многим другим, они не наделены. Поражает их уровень абсолютной беспечности, полный, скажем так, пофигизм.
Зато мы все то, чего у них нет, вытащили на первое место и все усилия жизни направляем именно на превосходство в этих материальных сферах. Еще один мудрец, видя все эти глупые устремления, вопрошая, удивлялся:
«Если присмотреться, то окажется, что наибольшая часть жизни многих растрачивается на дурные дела: немалая часть – на безделье, а вся жизнь в целом – вообще не на то, что нужно».
А на что же нужно? Ну если нас все-таки зачем-то наделили такими качествами, которых нет у животных, так мы можем предположить, что это сделано небесцельно. Но вот зачем?
Мы все уже давно осознали, что существует нематериальная сторона жизни, которой мы не придаем особого значения, но которая заставляет нас радоваться и переживать, петь или плакать, улыбаться или гневаться. Нам, как оказалось, все дозволено, но от этого выбора, чему отдать предпочтение, и зависит качественность нашей жизни, причем вне зависимости от ее материальной составляющей. Можно быть миллионером, но не испытывать от этого счастья (что чаще всего и бывает). Можно королевской властью все крушить и убивать людей и одновременно не чувствовать себя человеком в его созидательной сути. Нам все позволено, и опять-таки все тот же вопрос – зачем? Так вот это «зачем» и есть главный вопрос, который и желательно разгадать за время своего присутствия на планете. И вот здесь-то и возникает эта главная дилемма – жить ради материальных ценностей (хочешь – нет проблем, живи) и при этом быть обделенным счастьем. Но можешь, не отрицая материальной стороны бытия, жить ради духовно-нравственных приоритетов, гарантированно становясь обладателем счастья. А мы все и приходим на Этот Свет для учебы в личном университете счастья.
Китайский философ Конфуций (IV век до н. э.) говорил по этому поводу:
«Если утром осознал истину жизни, то вечером можешь умирать».
P. S. Но мы не будем торопиться, ибо на Свете еще так много людей, которые ждут наших ободряющих улыбок, благостных деяний и полученных знаний.