Торговля в «лихие» девяностые: цена свободы

Лариса Денежная

листая пожелтевшие страницы

Говорят, газета живет один день. Сегодня - это новости, а завтра они уже «прокисли». Но когда листаешь страницы нашей газеты, ощущаешь дух времени. Понимаешь, через какие непростые этапы мы прошли вместе со всей страной, родным городом. Какой была торговля начала 90-х? Давайте вспомним вместе.

«Горек суп из требухи»

1993 год. Обнищавшее после «павловской» реформы население. Полупустые полки магазинов. В это время продавцы – хозяева положения. Из-за прилавка разговаривают с народом «через губу». В редакцию «Вечерки» приходит жалоба на продавцов магазина «Субпродукты», что на пр. Октябрьской революции. Автор пишет про их хамство, обвесы, отоваривание продуктами «своих» без очереди. Журналист газеты в течение недели наблюдает за магазином. Здесь с самого утра в ожидании его открытия устраиваются на ступеньках у входа старушки. Никто из них не знает, будет ли завоз, или, может быть, придется возвращаться домой с пустыми руками. Коротая время, женщины делятся нехитрыми секретами выживания. Эти истории подслушал журналист газеты. Одна пожилая женщина рассказала, как счищает с костей немного мяса и умудряется приготовить два блюда – суп и даже пельмени. Другая – о похлебке из требухи. Эти истории тронули до глубины души. Позже журналист «Вечерки» появился в магазине с представителями торговой инспекции, чтобы убедиться в фактах, изложенных читателем в письме. Так на свет появился материал «Горек суп из требухи».

«Молоко… из пипетки»

«Да что ты, милая, не хватает моей пенсии на хорошую еду, - жаловалась продавцу старушка. – Сегодня утром вот ложку творога съела и рюмочкой молока запила. А раньше вволю можно было пить, целыми стаканами…» - этот монолог, услышанный журналистом в единственном магазине Ставрополя, обслуживающем больных сахарным диабетом, лег в основу материала о проблемах лечебного питания «Молоко…из пипетки». Корреспондент рассказал, какой выход из этой ситуации видят представители краевой диабетической ассоциации, как помогают   организовать торговлю продуктами питания для диабетиков городские власти.

«Горчица… на сдачу»

1994 год. В начале года в торговле обострилась проблема с разменной монетой. Продавцам приходилось давать на сдачу жевательную резинку, проездные талоны, конфеты, полиэтиленовые пакеты. А в молочном отделе магазина «Рыба» на Нижнем рынке покупателям предлагали пакеты с горчичным порошком. Это порождало конфликты. В чем только не обвиняли работников прилавка! Дошло до того, что в одном из магазинов города покупатель за отказ продавца дать сдачу из-за отсутствия разменной монеты приставил к лицу беременной женщины газовый баллончик, пытаясь взять ее на испуг. Особенно в трудном положении оказались муниципальные продуктовые магазины, галантерейные секции универмагов, где на ценниках значились совсем не «круглые» суммы. Журналист «Вечерки», разбираясь с этой проблемой, обратился за разъяснениями в банки, где обслуживались торговые предприятия. Выяснилось: ситуация возникла еще летом 1993 года из-за невыполнения заявки на поставку разменной монеты краевым управлением Центробанка. После двух безрезультатных обращений в ЦБ из расчетно-кассового центра последнего пришло распоряжение - письменные заявки не присылать, и последовал совет: пусть магазины дают сдачу спичками. Вот так-то! В одном из коммерческих банков объяснили: положение особенно обострилось после изъятия из обращения купюр выпуска 1961-1992 годов номиналом 1, 3, 5, 10, 25 рублей. Специалисты краевого представительства Центрального банка России отказались комментировать журналисту «Вечерки» ситуацию, сославшись на конфиденциальность информации. Однако корреспонденту удалось «перехватить» свеженький документ от ГУ ЦБ. В нем сообщалось, что сумма выпущенной в обращение монеты образца 1992 - 1993 годов превышает сумму изъятых из обращения денежных купюр достоинством от 1 до 50 рублей. Да и скорость обращения первой в несколько раз больше, чем у бумажных денег. Делался вывод об «утечке» и «оседании» монет вне системы платежей. Проанализировать причины этого предлагалось коммерческим банкам. А пока их работники голову ломали, продавцы некоторых магазинов, как подметил журналист «Вечерки» в публикации «Горчица… на сдачу», бегают на рынок к предприимчивым бабулькам, продающим полиэтиленовые пакеты, менять бумажные деньги на монеты. Что-что, а мелочь у них всегда водится. Да и частный бизнес в то время был вне конкуренции.

 

 

юбилей газеты Вечерний Ставрополь, 30 лет

Другие статьи в рубрике «Главное»



Последние новости

Все новости

Объявление