«Торгуем» ... инновациями
Джон Дэвисон Рокфеллер, американский предприниматель, филантроп, первый «долларовый» миллиардер в истории человечества, знал дело тонко, говоря, что умение генерировать идеи и продвигать их — это такой же товар, как и другие.
В минувшую среду в МОУ СОШ № 42 г. Ставрополя, конечно, в прямом смысле слова идеями не торговали. Но собрались не на пустопорожние посиделки — на городскую ярмарку педагогических инноваций.
Это странное новое слово...
Инновации — странное, еще не очень привычное для слуха обывателя слово — на самом деле имеет простой смысл: для педагогики это - такое нововведение, которое разрабатывается и проводится не органами государственной власти, а самими учителями и воспитателями. Российская система образования по этой «программе развития» живет не первый год: достаточно вспомнить педагогические системы – «Школа радости» В. А. Сухомлинского, «Школа-коммуна» А. С. Макаренко, «Социальная педагогика жизни» Н. И. Пирогова и прочие революционные и не очень новшества.
Другое дело, что в обществе никогда однозначно не воспринимались никакие перемены. Вот и к педагогическим инновациям отношение настороженное...
На днях я получила письмо — как раз в тему. Его анонимный автор пишет: «До каких пор это «бумажное» воспитание будет продолжаться? Сколько денег было потрачено на разные фестивали педагогических идей, но какие нужные идеи родились в результате?».
И вот у порога ярмарки я прямо спросила об этом руководителя управления образования администрации г. Ставрополя Владимира ЗУБКОВА:
– Это для нас первый «пробный шар» в рамках Года учителя, - сказал Владимир Николаевич. - А однозначного ответа на вопрос, что же такое педагогические инновации, не существует: есть два противоположных подхода: одни люди инновации принимают как момент прогрессивного развития системы образования, другие - напрочь отрицают. Но мы придерживаемся принципа разумности и эффективности: хотим выбрать свой собственный путь — что-то взять из консервативного опыта, что-то — из откровенно новаторского.
Мы делаем ставку прежде всего на результат, понимая, что работник образования сам должен находиться в движении, искать что-то свое.
– А как узнать, можно ли считать тот или иной педагогический опыт инновацией?
– Вот и посмотрят сегодня коллеги на опыт друг друга и сами определятся, нужно им перенимать чей-то опыт или нет. Мы же никому не диктуем — вот это хорошо, а это — плохо.
Откуда берется этнокультура?
Подходим к выставке материалов инновационной работы. Вот представлен опыт детского сада комбинированного вида № 59 «Организационно-содержательные условия формирования этнокультурной осведомленности дошкольников». Тема звучит столь наукообразно, что даже как-то страшновато становится: а понятно ли это будет малышне? Но мои собеседники даже удивляются: как же не понятно, если мы говорим о родной нашей земле, о доме — на каждом занятии с ребятами...
Воспитатель ДОУ № 69 «Уникум» Светлана Владимировна Коломицкая комментирует свою выставку, где представлено все для развития мелкой моторики у дошкольников. Здесь придумали, как научить малышню считать, строить «город», одновременно тренируя эту самую мелкую моторику. А еще Светлана Владимировна рассказала мне, как она учит ребят понимать, что такое для нашей страны гимн и флаг. Начала с родителей, поручив им дома подготовить гимн и флаг семьи. Продолжить тему уже было легче — вот и выросло это «маленькое понимание» большой темы — флага России. А про город наш тоже занятия воспитатель строит по-особому - опять же в контакте с родителями. Сначала мамы и папы рассказывают своим чадам про любимый уголок Ставрополя, а потом, на экскурсии по городу, уже детвора друг другу — про это же – по-своему.
Показуха? Не так уж это и плохо!
Слово «показуха» несет откровенно негативный оттенок значения. Вот и автор письма в «Вечерку» часто им пользуется, говоря о педагогических инновациях. Но давайте отбросим в сторону иронию и пренебрежение! Подумаем: а как иначе ПОКАЗАТЬ свои идеи и достижения, как не на таких вот ярмарках? В старые добрые времена это называлось «передовым опытом». В минувшую среду им открыто делились более 60 учителей и воспитателей нашего города. Я видела, с каким волнением в классах шли последние «репетиции» перед презентацией — это значит, что люди готовились серьезно. Надеясь не просто получить одобрение-неодобрение или заслужить какую-то оценку, а смело приоткрыть тайны педагогического мастерства и творчества. У учителей, как и у других профессионалов своего дела, такая вот потребность — естественная. Тем более что на этот раз к участию в ярмарке инноваций пригласили не только педагогов нашего города, но и коллег из некоторых городов и районов.
Самое главное, на ярмарке было так много молодых учителей и воспитателей! И тем педагогического поиска было немало: «Здоровье никогда не может потерять своей цены», «Воспитание — вопрос, от которого зависит будущее», «Удивляя — развивай!», «Пусть ваши дела говорят за вас», «Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди».
В рамках ярмарки прошла и встреча со специалистами центра социальной помощи семье и детям, состоялось награждение победителей и участников. А «цитатой дня» была фраза: «Учитель — профессия дальнего действия».
И пусть опыт, показанный на ярмарке, возьмут на вооружение не все ее участники, но главный итог достигнут: «домашние заготовки» педагогической кухни стали гласными, доступными — бери и пользуйся, кому интересно! А Владимир Зубков добавил к этому:
- Мы собираемся выпустить сборник материалов по итогам ярмарки и даже запланировать в бюджете-2011 средства на ресурсное обеспечение инноваций.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА