Трагедия или фарс
Недавно я встретился с одним своим давним другом, который внимательно следит за возрождением казачества с самых первых его шагов. Разговор начал он.
— Читаю твои статьи, покупаю книги, написанные тобой, и не перестаю удивляться. Пожалуй, ты один из немногих фанатов, которым не безразлично будущее казачества. Почему же по вопросам, поднимаемым в твоих статьях, не принимается никаких решений? Создаётся впечатление, что чиновники от казачества твои статьи или не читают, или вопросы, поднимаемые тобой в статьях, их не интересуют. Быть может, за этим кроется совсем другое, то есть поставлена задача постепенно забыть о казачестве?
— Да, нет же. Ты, наверное, не следишь за тем, что по казачьим вопросам издано множество законодательных документов как на федеральном, так и региональном уровне, финансируются множество казачьих мероприятий. Например, у нас в крае поддерживаются казачьи фермерские хозяйства, казаки принимают участие в природоохранной деятельности, проводятся фестивали казачьей песни, различные мероприятия, в которых участвуют казачата: в пос. Иноземцево - «Молодежные казачьи игры», в г. Новопавловске - «Казачьему роду – нет переводу», в игре «Зарница» и др.
— Фестивали казачьей песни проводились в советское время. Недаром множество казачьих коллективов получали в те времена звания народных. Да и детских мероприятий тоже проводилось достаточно много.
— В ряде станиц существуют воскресные школы, а в станице Старопавловской Кировского района воспитанием казачат начинают заниматься с детского сада по специальной программе, школе станицы Расшеватской присвоено имя последнего атамана А. В. Репникова. Да и о казачьих традициях стараются не забывать.
— Хорошо говоришь. Тогда скажи мне, какую из традиций казачества удалось возродить в течение 22 лет?
В этой связи пришлось напомнить ему, что Ставропольский край был одним из родоначальников в РФ многих начинаний по возрождению казачьих традиций, и самой главной из них: казачьего самоуправления в станице Воровсколесской Андроповского района в 1994 году. По инициативе теперешнего губернатора Ставропольского края В. Г. Зеренкова (кстати, потомственного казака), когда он был спикером краевой Думы, были созданы документы, которые позволили осуществить установление казачьего самоуправления в станице Воровсколесской. К сожалению, этот эксперимент по вине администрации района пришлось ликвидировать. Прошло восемнадцать лет, проанализированы ошибки, и можно было бы вновь в одной или двух станицах заняться установлением казачьего народоправства. Считаю, что без возрождения этой традиции невозможно приступать к остальным.
— Вот видишь, с казачьим самоуправлением ничего не получилось, и можно предположить, что и в дальнейшем ничего не получится с возрождением ни одной из основных традиций казачества. Просто казачество, по-моему, никому не нужно, а поэтому ему не находят места в нашем государстве, разве что в охране общественного порядка. Но ты об этом уже писал и приводил слова замечательного русского писателя А. И. Куприна: «Ошибкою и государственным преступлением было посылать казаков усмирять внутренние уличные беспорядки. Это развращает одних, возбуждает других и родит взаимное неуважение. На такие дела есть хорошо оплачиваемая, хорошо вооруженная и хорошо воспитанная полиция. Казака в моральном отношении надо беречь пуще глаза… Казак драгоценный союзник в охране Государства… Он стоял на рубежах Земли Российской, на передовых ее постах, как страж, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне….». Ты пойми, не возродите казачьи традиции, так и будут казаки «петь и танцевать» до скончания века.
После такого диалога я, придя домой, долго не мог уснуть. Действительно, в последнее время никто не старается возрождать основные традиции казачества: казачье самоуправление, казачье землевладение и землепользование, воинскую казачью службу (о которой упоминал А. И. Куприн), семейное и духовное воспитание. Разумеется, традиционное землевладение и землепользование вряд ли удастся возродить, так как земля у нас в крае поделена с правом наследования, а у казаков она была с правом пожизненного пользования. Живи ты хоть тысячу лет – земельный надел (пай) будет числиться за тобой, но уйдешь из жизни, надел передается в общество, которое наделит им другого станичника (в некоторых станицах с самого рождения). А вот три остальных традиции: казачье самоуправление, воинская казачья служба, семейное и духовное воспитание – возрождать можно и крайне необходимо, и в первую очередь — казачье самоуправление и казачью службу.
Почему я ратую за это? Да потому что эти традиции позволят не только возродить самый демократичный казачий способ самоуправления, но и позволит воспитывать казачат быть мужественными и храбрыми, настоящими патриотами, готовыми к повседневной службе по охране границ Российской Федерации.
Действительной основой казачьего самоуправления являлся демократизм, вошедший в основу повседневного бытия, который в процессе многих веков жизни казачьего народа зарекомендовал себя как природный демократизм, которому не было равных в мире и которому более подходило бы название прирождённого народоправства. Мы не будем касаться истории возникновения казачества, которая насчитывает много сотен лет. Для её освещения потребовалось бы несколько полос газетных публикаций. Остановимся лишь на том, что древние гунны (II –V вв.), а затем племена бродников (VIII – XII вв.) в результате слияния славянских, хазарских, тюрских и других племен в процессе многолетней эволюции создали казаков, а они создали и совершенствовали систему природного народоправства.
Казаки, проживая в причерноморских и приазовских степях, находились между двух огней — между Европой и Азией. Жизнь на таком сложном и неспокойном пространстве выковала из них твердый народ, закаленный, способный перебороть невзгоды и руководствоваться своей народной волей. Казаки, основывая свои станицы, создавали общества по 50, 100, 200 семей, избирали из своего состава на Казачьих кругах начальников – атаманов. Казачьи круги стали основой народоправства казаков. На них решались все вопросы не только повседневной жизни общества, но и военных походов. В казачьем обществе все были равны в своих главных правах и обязанностях. Казачье народоправство продолжалось и совершенствовалось в течение многих веков. К сожалению, первые удары по демократичному казачьему самоуправлению начались при Петре I. Им были отменены Войсковые круги, но станичное самоуправление удалось сохранить до 1920 года.
В чём же проявлялось у казаков природное народоправство? В станицах, больших хуторах на Казачьих кругах всенародно избирались атаманы, которые наделялись большими полномочиями. При избрании казаки давали им наказ, а они клялись на Евангелии, что будут честно и добросовестно его исполнять. При этом атаманом мог стать офицер, урядник и даже простой, но уважаемый казак. Нередко офицеров не избирали атаманами, но они, как и все члены казачьего общества, должны были подчиняться избранной власти. Уставная дисциплина существовала только при выполнении служебных обязанностей. Таким образом, казаки, офицеры, чиновники, торговцы, духовенство (свое казачье духовенство, а не пришлое. – П. Ф.) чувствовали себя равными по отношению друг к другу, как равный к равному. При возникновении споров казаки (в том числе офицеры и чиновники) шли судиться не в имперский суд, а в свой, казачий, считая, что их суд наиболее правдиво может решить все спорные вопросы. Автор этих строк в детстве не раз был свидетелем, как к одному из пожилых и самых уважаемых казаков моей станицы, жившем на соседней улице, приходили целыми семьями, чтобы решить тот или иной спорный вопрос, не желая производства дел в народном суде. Несмотря на, казалось бы, патриархальность казачьего самоуправления, оно способствовало организованности, самодисциплинированности, уважению человеческой личности, почитанию старшего поколения.
Казачье общество особенно заботилось о подрастающем поколении. Казачата с 10-летнего возраста приглашались на Казачьи круги, чтобы с малолетства впитать дух народоправства. Вызывает сожаление, что в настоящее время во всех деревнях, станицах, аулах и других населенных пунктах Российской Федерации (сельских поселениях) установлено единое безликое местное самоуправление, которое не учитывает особенности традиций народов. Особенно это чувствуется у нас, на Северном Кавказе. Это сказывается на молодом поколении, которое, по сути дела, воспитывается не на основе традиций своих предков. Отсюда неуважение к старшему поколению, нарушение законов РФ, которые зачастую приводят молодых людей на судебную скамью. В этой связи особенно жаль именно молодежь. При возрождении в казачьих населённых пунктах самоуправления необходимо выполнить самое главное условие: в этом населенном пункте хозяином должен быть один человек – атаман.
В настоящее время в станицах существуют колхозы, кооперативы, фермерские хозяйства, филиалы различных ООО, АОЗТ, школы, больницы и др. Между ними происходят нередко различные споры не в пользу жителей. Глава администрации, согласно законодательным актам, попросту неправомочен повлиять на их деятельность. Если бы в станицах был единый хозяин — атаман, который должен избираться всенародно и который обязан быть ответственным перед народом, в первую очередь перед казаками, то и дела в казачьих населенных пунктах не только производственные, экономические, но и социальные шли бы намного лучше.
— Выходит, ты против той системы власти, сложившейся в последнее время в сельских населённых пунктах?
— Нет. Восстановление истинного казачьего народоправства не исключает ту систему управления в сельских населённых пунктах, которая сложилась в русских поселениях. Наименование «станица» зафиксировано в Государственном реестре географических названий как составная часть исторических традиций казачьего народа. А коли это так, то следовало бы восстановить и традицию казачьей народной демократии. Мне вновь вспоминается диалог с моим другом:
– Философ Гегель отмечал — великие исторические события повторяются дважды: первый раз как трагедия, второй раз, как фарс. Казачество с 20-х до 90-х годов ХХ века подвергалось геноциду, расстрелам, выселениям, различным запретам на сохранение его самобытных традиций. По сути, трагедия казачества происходила именно в эти годы. В 90-х годах началось возрождение казачества, и этот период можно причислить к фарсу. Вас осталось не столь много казаков, которые стараются возродить то, что следует считать утерянным навсегда. Мне кажется, что все ваши старания напоминают донкихотство – борьбу с ветряными мельницами.
— Об этом можно спорить до бесконечности. Быть может, кому-то и кажется, что мы похожи на Дон Кихота. А вот те, кто разрабатывал Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вряд ли думали о том, что политика геноцида советской власти против казаков выразилась и в уничтожении автономных казачьих территорий. Все годы советского правления происходил процесс массового уничтожения практически всех традиций, быта казачьего народа. Среди составителей закона казаков не было, а многие депутаты ГД РФ попросту не знали о традициях не только казаков, но и многих других народов РФ. Мы в последнее время в порыве приобретения для себя различных благ забываем об этом, забываем то, что оставили нам наши предки. Принимаем законы, не догадываемся, что они могут принести впоследствии не пользу, а вред. И как бы мы ни спорили, возрождать истинные многовековые традиции народов нашего славного Северного Кавказа крайне необходимо. Они впоследствии положительно скажутся на молодом поколении и, несомненно, помогут воспитывать детей физически, нравственно и духовно развитыми. Вот поэтому я и выступаю за возрождение истинно народных традиций, так как считаю, что только это поможет выжить не только казакам, но и другим этносам, с которыми они живут в мире и дружбе много веков.
Пётр Федосов, кандидат исторических наук