Трагедия на железной дороге
Анна УчаеваИсходя из материалов дела, ответ напрашивается сам собой: родителям было просто безразлично, как проводят досуг их отпрыски. В семье одного мальчика мать лишили родительских прав, в остальных семьях подобные вопросы тоже поднимались комиссией по делам несовершеннолетних, но до лишения прав там, правда, не дошло. Да и сами подростки характеризовались не очень хорошо: склонность к бродяжничеству, нежелание посещать школу плюс привлечения за кражи. Кто знает, если бы мальчишки воспитывались в семьях, где бы им уделялось больше внимания, где бы объясняли, что жизнь интересна и многогранна, может, они ее бы и не потеряли. Не потянуло бы в полночь на рельсы. Хотя практика показывает, что порой жертвами собственной неосторожности становятся и вполне благополучные дети. На майских праздниках подросток (прилежный ученик и вообще примерный ребенок) вскарабкался на стоящий вагон, интересно стало, что же там сверху. Да схватился за провод, находившийся под высоким напряжением. С ожогами восьмидесяти процентов кожного покрова парнишку отправили в больницу. Но, несмотря на все старания врачей, его спасти не удалось. Ребенка воспитывал дедушка, его родители недавно погибли. Жутко представить, каково будет теперь старику, потерявшему всю семью.
Предупреждение детского травматизма на дорогах – одна из главных задач сотрудников правоохранительных органов. Ведь оставшаяся без присмотра детвора творит, что вздумается. Однако бывает, что и родители сами подают дурной пример. Для переходов через пути есть специально отведенные места. Придуманы они не для того, чтобы создать лишние трудности, а для того, чтобы не допустить несчастий. Застрянет нога между перекрытиями, а тут и поезд приближается. Экстренное его торможение не означает сиюсекундное, особенно на поворотах. Что произойдет – нетрудно догадаться. Так вот некий парнишка регулярно нарушал правила перехода через пути, а когда сделали внушение его родителям, те лишь развели руками, через рельсы же быстрее до школы, чем в обход через мост. О том, что их чадо однажды до школы может просто не дойти, взрослые почему-то не подумали. Вообще всевозможные ЧП, случающиеся по вине несовершеннолетних, – постоянная головная боль представителей «транспортного правопорядка».
Порой складывается впечатление, что подросткам просто некуда девать энергию. Битье стекол в вагонах, карликовых светофоров вдоль путей - это уже рутина. Между прочим, только одно стекло от светофора стоит около трех тысяч рублей, а подростки громят «дорожные фонари» часто и повсеместно. А один мальчонка так стукнул кулаком по вагонному стеклу, что разбил последнее вдребезги. На вопрос, почему он это сделал, лениво ответил: «Настроение было плохое». Еще милая «забава» детишек – класть на шпалы различные посторонние предметы и смотреть, что будет. Пока, к счастью, ничего, кроме экстренного торможения не случалось, но ведь если положить крупный, острый предмет, то поезд вполне может сойти с рельсов.
Кстати, в последнее время возрастает количество так называемых преступлений корыстного характера. Детки тащат с вокзалов все, что содержит металл, а потом сдают в соответствующие пункты. Как там принимают товар у несовершеннолетних, потом разбираются представители закона. Появляются подростки и в состоянии алкогольного опьянения. Тогда им уже явно не до осторожности и соблюдения правил. «Сегодня вопросы безнадзорности несовершеннолетних стоят очень остро, дети – одна из самых незащищенных категорий граждан в нашей стране, - говорит помощник ставропольского транспортного прокурора Олеся Баркова. - Поэтому прокуратурой систематически планируются и проводятся проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних. Например, за пять месяцев текущего года Ставропольской транспортной прокуратурой было опротестовано пять незаконных постановлений по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних».
Детская преступность и детский травматизм на железных дорогах – далеко не единственная проблема. Не отстают от подростков и взрослые. Некоторым, как ни странно, не дают покоя лавры Анны Карениной. Мужчина в «расцвете сил и возможностей» после прохождения медицинской комиссии узнал, что по состоянию здоровья работать на прежней должности (на железной дороге) он уже не сможет, и, видимо, придется перейти на более низкооплачиваемую. Подобное положение дел его не устроило, и в знак протеста железнодорожник бросился под поезд. Умер мужчина только через несколько часов, прожив их в состоянии болевого шока. Еще в текущем году с помощью поезда свел счеты с жизнью пенсионер 1926 года рождения. Дедушка долго и сильно болел, а жить в беспомощном состоянии он не хотел. Именно такая причина была озвучена в его предсмертной записке. Старик бросился под подъезжающий состав днем, при большом скоплении народа. Его в буквальном смысле перерезало пополам.
А сколько инстанций приходится потом проходить машинисту состава и другим железнодорожным работникам. Ведь уже упоминалось, что экстренное торможение далеко не всегда спасает. Срабатывают элементарные законы физики. Еще один из этих законов гласит, что при встречном движении двух поездов между ними образуется своеобразная аэродинамическая воронка, в которую легко можно попасть, но из которой практически невозможно выбраться. Правила передвижения людей для того и придуманы, чтобы избежать трагедий. Женщина переходила полотно в неположенном месте. Навстречу двигались два поезда. Воронка затянула неосторожную даму под один из вагонов… И таких случаев за историю существования железной дороги накопилось ой как много.
Становятся ж.-д. пути и последним приютом бомжей и наркоманов. Люди устраиваются прикорнуть на рельсах. Многие не просыпаются, во сне так легко не услышать приближение поезда.
«За этот год уже зафиксировано около пятнадцати смертельных случаев на железных дорогах, - говорит заместитель прокурора транспортной прокуратуры Борис Стуковин. - И ведь в большинстве случаев люди гибнут по собственной неосторожности. Не все задумываются о том, что, пытаясь выиграть минут пять времени, переходя дорогу в неположенных местах, можно вообще уже никуда не успеть».
По информации, предоставленной транспортной прокуратурой Ставропольского края.