Трансгуманизм как образ мышления
Благодаря фантазиям на тему «что будет, если…» снято множество прекрасных фильмов, в каждом из которых авторы ставят глобальные вопросы перед зрителем. И это неисчерпаемый ресурс для творчества и рассуждений. Ведь наука может изобрести так много всего интересного, что при внедрении в нашу жизнь может вызвать так много разнообразных последствий…
Впрочем, последние не являются слабым местом трансгуманизма как мировоззрения. Ведь сама его суть заключается именно в поиске и создании новых возможностей, которые нацелены на решение проблем человека. Как основных, так и сопутствующих. Так что это очень «красиво» и «высоко», но совсем не продуктивно рассуждать об опасности захвата власти андроидами, в то время как наука толком не понимает, как вообще функционирует мозг и что есть сознание.
Кстати, трансгуманизм не сводится к модификациям тела и окружающего мира посредством достижений науки и техники. Это, скорее, самое популярное, но отнюдь не единственное направление. А основной посыл оных все равно един – развитие. В основном это развитие с целью преодоления того, что ранее никто не мог преодолеть, – природы, по большей части человеческой. И не забавы ради, а на благо всех – «большая» и благородная цель для «безбашенных» идеалистов. Ведь не было еще в истории ни одного человека, который бы избежал обычной человеческой участи. Даже самые великие люди стареют, болеют и в конце концов умирают. Все в этом мире бренно. И, понимая это, возникает классический вопрос.
Что делать?
Ответы на этот вопрос пытались давать многие, благодаря чему появилось бессчетное множество религий, духовных учений и философских течений. Однако среди всего многообразия все-таки можно выделить два основных варианта по типу решения: 1) ничего не менять; 2) развиваться.
Приверженцы первого варианта – противники трансгуманизма. Кстати, все современные религии таковы. И это понятно. Незачем что-то искать, если уже есть простые и четкие инструкции на каждый случай жизни. Вторые же - трансгуманисты по своей сути. К ним можно отнести большую часть ученых и философов, а также большинство практикующих восточные методы и учения, такие как буддизм, даосизм и т.п. Однако у каждого все равно свой взгляд на то, как именно следует развиваться, что именно следует менять, над чем именно работать. Кто-то мечтает о встроенном в мозг устройстве, предоставляющем удобный доступ в кибер-реальность. А кто-то понимает, что за тысячи лет мы прошли путь от каменных дубинок до iPhone’а, но так и не научились жить счастливо. И, учитывая тенденции такого «развития», едва ли это удастся и трансчеловеку.
Игорь Шевелёв