Третья российская беда
О значении некоторых слов и выражений в нашем великом и могучем русском языке иногда лучше не задумываться. Взять хотя бы прочно вошедшую в наш повседневный обиход «незаконную застройку». Явление, претендующее на статус третьей российской беды. Классику русской литературы в начале его XIX века и в самом загадочном сне привидеться не могло такого, что является нашим глазам безапелляционной и незагадочной явью в начале века нашего -XXI...
Людей, проживающих с этой явью в непосредственной близости, она раздражает своей навязчивостью и неудобствами, которые зачастую вокруг себя создает. Жители обращаются к депутатам... Реакцией на обращения стали депутатские рейды по объектам, к участию в которых народные избранники привлекают глав администраций районов, представителей комитета градостроительства, ГО и ЧС и прессу. В нынешнем совместном объезде объектов юго-запада краевого центра приняли участие депутаты Виктор Надеин, Геннадий Тищенко, Гагик Гаспарян. Комитет градостроительства представлял заместитель председателя этого ведомства Владимир Мануйлов, исполнительную власть — глава администрации Промышленного района Дмитрий Судавцов и начальник управления образования администрации города Владимир Зубков.
По иронии судьбы, выразившейся в телефонограмме из городской Думы, определившей место встречи на территории детского сада № 20, счастливо избежавшего близкого соседства с незаконно возводящимися объектами, последующее знакомство с окрестностями сада № 52 стало, так сказать, более эмоционально окрашенным.
В принципе, окрестностей там нет как таковых. Есть практически вплотную примыкающие к детскому учреждению торговые павильоны (раньше это были просто киоски, теперь они обложены кирпичом). Все это — на так называемой красной линии — то есть за дверью магазина сразу дорога. К тому же дороги этой осталось так мало, что к детскому саду, не дай бог, случись беда, не сможет подойти транспорт ни пожарных частей, ни МЧС. Такого нарушения строительных и архитектурных норм в генплане, хоть в старом, хоть в новом не прописано, и прописано быть не могло. Правда, по сведениям комитета градостроительства, участки здесь передавались только во временное пользование.
Из диалога:
- Ничего постоянного здесь нет, здесь должен быть только мини-рынок...
- А как же они тогда в Регистрационной палате свидетельства получили?
Пауза.
Похоже, недаром говорят в народе, что ничего нет более постоянного, чем временное... Нынче это весьма напоминает Шанхай. Ну или Ставрополь начала 90-х, когда в любом лоточке или закуточке торговали китайским ширпотребом (взгляните на фото — не правда ли, похоже).
Тут же — каркас объекта, на котором в данный момент приостановлено строительство. Кольцо из бетонных плит вокруг шелестящих листвой деревьев. А вот это делалось с разрешения комитета градостроительства на строительство здесь аптеки. Правда, оно было отменено потому, что фирме-застройщику не удалось получить разрешение на вырубку деревьев. Жильцы соседних домов задавались риторическим вопросом, зачем при наличии в непосредственной близости нескольких аптек нужно было строить здесь еще одну, а журналисты сразу окрестили объект «зеленой аптекой». Но это, конечно, грустная ирония, поскольку у тех деревьев, которые оказались внутри бетонного блока, при закладке фундамента наверняка была повреждена корневая система... И теперь даже при самом справедливом разрешении вопроса срок их жизни не будет долог. По суду можно заставить застройщика снести стены, посадить новые зеленые насаждения, но продлить жизнь этим молодым и еще недавно здоровым деревьям вряд ли возможно... А речь ведь все о той же территории в непосредственной близости от детского сада № 52 — в обустройстве которой по определению в первую очередь нужно думать об экологии, которая напрямую влияет на здоровье детей.
Из весьма эмоционального диалога между депутатами, главой администрации района и заместителем руководителя комитета по градостроительству можно сделать вывод, что то, что мы называем «незаконной застройкой», таковой становится не сразу. Изначально разрешительные документы у всех имеются. Все ведомства, которые эти разрешения выдают, работают в достаточно автономном режиме. В результате застройка зачастую обозначается как незаконная, когда это в буквальном смысле начинает бросаться в глаза. Как та «зеленая аптека». Развернуть ситуацию вспять очень сложно. Не только выиграть суды по отмене чьих-либо решений по «незаконной застройке», но и добиться рассмотрения вопроса в судебном порядке не так-то просто. Дмитрий Судавцов, например, сказал, что из 19 исковых заявлений, поданных по этому поводу администрацией Промышленного района, половина даже не была принята к рассмотрению с формулировкой «недостаточно оформленные».
Из диалога:
- У комитета градостроительства нет полномочий сносить незаконные постройки.
- Давать разрешения были полномочия...
И снова пауза...
Далее маршрут рейда проходил по улице Черниговской, где, как говорит депутат Г.Тищенко, по генплану планируется строительство коттеджного поселка, однако «вне плана» почему-то началось строительство гаражей опять-таки с переходом «красной линии» и вырубкой лесополосы. По Пирогова, где в районе 40-х домов было отдано место под строительство парикмахерской на территории детской площадки. По Доваторцев - жильцы дома 29 обращались к депутату по поводу пристройки...
Вернулись и к лицею № 17, в непосредственной близости от которого развернуто строительство, жертвой которого уже пали более ста деревьев. В «Вечернем Ставрополе» вы читали материал «Деревья умирают стоя». Впрочем, нас никто не ждал и встречать не собирался. Умирающие от инъекций яда ясени да и сам объект, как нам пояснили, остановленного на данный момент строительства, практически не видны были из-за массивного забора с надписью «Охраняется служебными собаками»...
Депутаты пояснили журналистам, что позиция Думы тут остается неизменной: строить многоэтажные дома на территории школы недопустимо, а виновные в гибели деревьев должны понести за это ответственность.
Вечером в телефонном разговоре со мной депутат Геннадий Тищенко рассказал, что у них уже состоялся разговор с главой города Николаем Пальцевым по результатам рейда. Будет также подготовлена официальная справка и рекомендации. По конкретным фактам, возможно, придется обращаться в прокуратуру. Бороться с незаконной застройкой можно только системно. К тому же необходимо отказываться от непрозрачной схемы выдачи земельных участков по акту выбора. А рейды по объектам незаконной застройки, сказал он, будут проводиться регулярно. Это не предвыборная кампания, а лишь начало большой работы, которая будет вестись системно. По каждому факту мы будем добиваться принятия конкретных мер. Не хватит наших сил — попросим поддержки в прокуратуре и следственных органах.
Алина СМИРНОВА.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.