Три ипостаси Константина Зеленского
Валерий Манин…Осень выдалась теплой и сухой. Даже в стремительно теряющем листву Русском лесу и то не отдавало обычной в это время сыростью, и богатый разноцветный ковер, горевший всеми оттенками багряного и золотого, колдовски шуршал под ногами.
Константин Зеленский, отыскав прогалинку в сильно облысевшей кроне огромного ясеня, у подножия которого расположился главный штаб сборной команды страны по спортивной радиопеленгации, готовившейся к международным стартам, растянулся на постеленной на лиственный ковер ветровке, с удовольствием подставил лицо под совсем не жгучие в это время лучи столь желанного осеннего солнца. А что, основная работа тренера сделана — спортсмены, получив исчерпывающие рекомендации, унеслись в чащу в поисках «лис» - замаскированных радиопередатчиков, — и тренеру осталось просто ждать их возвращения, время от времени поглядывая на секундомер — занятие не из самых тяжких.
В такие минуты и дышится легко, и так же легко думается. Ну а думать, размышлять, анализировать и делать выводы — любимое занятие Зеленского. За четверть века, что мы знакомы с Костей (долгое время знакомства и десятилетняя разница в возрасте дает мне право на некоторую фамильярность в отношениях), меня больше всего удивляла именно эта его особенность — все замечать и подвергать анализу. Скажем, вот завершилась очередная тренировка. Все ее участники — и спортсмены, и тренеры — с радостью направляются к автобусу, чтобы побыстрее добраться до гостиницы, сбросить пропотевшую экипировку и после душа броситься на кровать.
А что Зеленский? Он достает заветную тетрадку (которую по счету?) и что-то в нее записывает. Как-то удалось заглянуть ему через плечо — вся страница испещрена какими-то линиями со стрелочками, квадратиками, кружочками, именами и сокращенными словами. В общем, кроме автора эту криптограмму вряд ли кому удастся понять.
Позже Костя рассказал, что практически на протяжении всей своей достаточно уже длинной спортивной и тренерской жизни записывает содержание тренировок, анализирует и делает выводы с рекомендациями по подготовке спортсменов высокой квалификации в области радиопеленгации. И таких «крипто-грамм» накопилось более трех десятков тетрадей различной толщины.
Со временем именно желание содействовать организации тренировочного процесса на современном уровне и подвигло заслуженного тренера России и заслуженного мастера спорта К. Зеленского заняться наукой всерьез. Это стало как бы третьей ипостасью Константина Григорьевича. А ведь есть еще две первых...
Предыстория: все мы родом из детства
Родился Костя 60 лет назад в городе Корсакове, что на Сахалине, где его отец, мичман Тихоокеанского флота, проходил службу. А вот с регистрацией времени рождения получилось интересно: в Москве это был разгар дня 24 января, а на Сахалине — раннее утро 25 января. Само собой, дату рождения определили по местному времени. Но иногда Костя начинает отмечать день своего рождения с 24 января. Но это так, к слову.
В шестидесятые годы прошлого века у советской детворы выбор увлечений был не столь широк, как сейчас. Если позволяли условия, ребята, в зависимости от состояния здоровья, шли в спорт, другие занимались творчеством, а многих воспитывал двор. Но одно точно — сутками в компьютерах и мобильниках никто не сидел, практически все свободное от школы время детвора проводила на улице.
Само собой разумеется, тогда Сахалин не изобиловал условиями для полноценного развития детских талантов. А в приграничном Корсакове даже настоящей детской спортивной школы не было — пацанва осваивала премудрости футбола и волейбола (тогда это были самые популярные и доступные виды спорта) во дворах.
А вот Костя очень рано увлекся радио, что, учитывая армейскую специализацию отца, военного радиста, было вполне закономерно. Ему еще не было и десяти лет, когда собрал свой первый детекторный радиоприемник.
Из специальной радиотехнической литературы узнал о спортивной радиопеленгации, но серьезно занялся этим видом спорта, только когда после демобилизации отца семья перебралась на Украину, — в Донецком городском Дворце пионеров была сильная радиотехническая секция. Правда, сперва занимался спортивной радиотелеграфией и конструированием. Но все-таки лет с 14 окончательно определился со спортивной специализацией — «охота на лис» захватила его полностью.
Ипостась первая: спортивная
Спокойный, выдержанный, обладающий не только отличными техническими навыками, но и великолепной гибкостью мышления, Костя умел тренироваться до самозабвения. И успехи не заставили себя ждать. Он побеждал на различных республиканских и всесоюзных юношеских соревнованиях. Как говорится, стучался в двери сборной СССР — в те времена сильнейшей в мире. Но пришло время служить в армии. И тут спортивное увлечение сыграло свою роль — в Ставрополе, куда его отправила призывная комиссия, Зеленский попал в радиотехнические войска, продолжив традицию отца-связиста.
Ясно, что срочную службу талантливый спортсмен совмещал со спортом, тем более что одно органично вытекало из другого.
Не знаю, сильно ли ослабевала Советская Армия, когда своих военнослужащих-спортсменов отправляла на соревнования. Но то, что спортсмены-армейцы на протяжении многих лет были основой сборных страны в различных видах спорта, - точно. И рядовой Зеленский, отбарабанив положенный «курс молодого бойца», после принятия присяги возвратился к спортивной жизни. Выиграл чемпионат Вооруженных Сил, потом — чемпионат России, пробился в сборную Советского Союза. А это уже признак класса. В составе национальной сборной стал чемпионом мира и Европы, выигрывал медали различного достоинства в личных соревнованиях на планетарном и континентальном первенствах.
После окончания срочной службы, как и многие спортсмены, остался на сверхсрочную. Теперь уже нечего было даже имитировать воинскую службу — занимался только спортом. В 1980 году приказом главкома РВСН Зеленскому «за высокие достижения в спорте» присвоено воинское звание прапорщика.
А это значит, что и соответствующим денежным и имущественным содержанием он обеспечен. Не бог весть какое довольствие, но с голоду не помрешь. Как говорится, живи, тренируйся и не парься о дне грядущем. Тем более что день этот выглядел вполне перспективным — место в национальной сборной Константин имел надежное. Исходя из личных данных, Зеленский в главной команде страны мог находиться еще не один год...
Но Костю, который как-то органично перешел в категорию, где к тебе обращаются Константин Григорьевич, все больше тянуло не на дистанцию, а находиться рядом с ней — тренировать. Хотя, помнится, однажды откликнулся «на зов боевой трубы». Когда стали проводиться соревнования ветеранов, Константин после длительного перерыва снова вышел на старт, выиграв мировое и континентальное первенство. А ведь ему было уже около пятидесяти лет!
Но это был частный случай - тренерская работа не оставляла времени ни на что другое. Очень эгоистичная, я вам скажу, профессия.
Ипостась вторая: тренерская
В начале восьмидесятых годов прошлого века спорт в СССР развивался очень активно. В 1981 году в Ставропольской объединенной технической школе
ДОСААФ открылась секция радиоспорта. Зеленский, не прекращая профессиональных занятий спортом, на общественных началах стал работать там с группой школьников. И надо ж такому случиться, что уже первый набор у начинающего тренера оказался талантливым. Года через полтора Сережа Гуреев, Таня Левина и их товарищи стали выигрывать одно соревнование за другим: первенства города, края, зоны России, финал республиканского и всесоюзного чемпионатов!
И вот тут Зеленский принимает решение — подает рапорт об увольнении из Советской Армии, решив сосредоточиться на работе с детворой.
А тут еще кооперативными усилиями ДОСААФ и профсоюзов осенью 1982 года в Ставрополе открылась детско-юношеская СТШ по радиоспорту, под чье крыло и перебрался заслуженный мастер спорта СССР Зеленский со своими лучшими учениками.
Сергей Гуреев в том же году выиграл первенство России среди школьников, а на следующий год ставропольцы дебютировали и на международной арене. Таня Левина победила на соревнованиях соцстран «За дружбу и братство». Учитывая, что именно радиоспортсмены стран соцлагеря тогда были сильнейшими в мире, этот успех окрылил, и на учеников тренера Зеленского обратили внимание. И не зря. Через год Левина выполнила норматив мастера спорта СССР (первой среди ставропольских специалистов радиоспорта), потом этого же звания добились и другие ученики Константина Григорьевича, который все реже сам стартовал в соревнованиях, удовлетворяясь работой с учениками. Если я не ошибаюсь, в официальных соревнованиях он участвовал в последний раз более четверти века назад. Но об этом ни разу не пожалел, отдаваясь полностью тренерской деятельности.
И подопечные не разочаровывали. Татьяна Левина, ставшая Гуреевой, и ее муж Сергей неоднократно выигрывали чемпионаты Европы и мира. Вслед за ними потянулись и другие. Лучшими в мире и Европе в разные годы становились Алексей Жабин, Евгений Панченко, Роман Караченцев, Алексей Умняков, Максим Кобзев, Владимир Назаров, Сергей Зеленский, Иван Бондаренко, Ирина Некрасова, Георгий Богаевский... Всего ученики заслуженного тренера Константина Зеленского только в индивидуальных видах привезли с континентальных и планетарных чемпионатов 12 золотых, 10 серебряных и семь бронзовых медалей! А в командных — более семи десятков!
Даже в «страшные» девяностые годы прошлого века «школа Зеленского» не сбавила темпов. В этом, я убежден, личная заслуга Константина Григорьевича. Спокойный, выдержанный, удивительно хорошо воспитанный, он, обладая бесспорным педагогическим талантом, умеет находить общий язык с людьми, весьма далекими и друг от друга, и от спорта. И при этом не терять ни собственного достоинства, ни цели, к которой движется.
Я помню, как в тяжкие времена, когда закрывались не только ДЮСШ, но и ликвидировались целые спортивные общества, Костя носился по всему краю, пытаясь найти источники финансирования хотя бы для самых перспективных своих воспитанников, чтобы они ездили на соревнования, а уж инвентарь, экипировку и оборудование обеспечивали сами. Помощь добывал даже в крохотных сельхозкооперативах, чьи руководители жертвовали кое-какие средства из своих не бог весть каких доходов. Так ведь и сохранил свой чемпионский «конвейер»! Если я не ошибаюсь, большего сумел добиться только великий Василий Скакун...
Если бы меня попросили кратко охарактеризовать Зеленского, то я бы, наверное, назвал его разумно амбициозным. Как все люди из спорта, Константин Григорьевич стремится к еще не завоеванным вершинам, но при этом четко понимает, на что именно в данный момент может рассчитывать. Когда рухнула система советского спорта, Костя, помыкавшись по разным околоспортивным углам, принял предложение тогдашнего руководства Шпаковского района (и административного, и спортивного) создать в районной ДЮСШ отделение спортивной радиопеленгации. Представляете себе: заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, один из тренеров национальной сборной — и работать в селе. Не убежден, что таковых много в нашей стране. А он пошел. И ни разу об этом не пожалел. Поддержка руководства и масса талантливой детворы — что еще надо творческому человеку для самореализации?
И здесь мальчишки и девчонки из Михайловска, Новомарьевской, Пелагиады, Верхнерусского быстро освоили премудрости «охоты на лис», и имена лучших из них стали известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Ипостась третья – научная
Умеренного прагматика Зеленского все чаще стало раздражать отсутствие возможности сделать достоянием специалистов результаты многолетних его наблюдений за тренировочным процессом. И он решился пойти в науку. Не без сомнений, мучительных раздумий, советов с друзьями и коллегами, учениками, многие из которых уже и сами стали тренерами.
И вот, оставив отделение радиопеленгации в ДЮСШ на свою жену — к этому времени мастер спорта Ирина Зеленская уже стала заслуженным тренером России, — он рискнул круто изменить свою жизнь.
Придя к выводу, что накопленный опыт необходимо систематизировать, но делать это строго на научной основе, Зеленский уселся за учебники: окончил Ставропольское училище олимпийского резерва, потом университет, защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском институте имени Герцена — одном из престижнейших вузов страны. Теперь его научные статьи регулярно появляются в специализированных изданиях, вызывая серьезный интерес как у ученых-теоретиков, так и у тренеров-практиков.
И это не случайно, ибо все его труды предназначены, кроме всего прочего, для практического применения в тренировках. Хотя и имеют научное значение теоретические основы подготовки спортсменов в спортивной радиопеленгации, где определены основные понятия и термины, впервые предложена и теоретически обоснована концепция построения и содержания годичного тренировочного цикла. Именно Зеленский впервые определил критерии оценки различных сторон подготовленности и показатели тренировочной и соревновательной нагрузок, разработал контрольные нормативы и модельные характеристики специальной физической подготовленности спортсменов, занимающихся спортивной радиопеленгацией.
А сейчас кандидат педагогических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета совмещает тренерскую, педагогическую и научную деятельность. Думаю, не раскрою большой тайны, если скажу, что Константин Григорьевич со своим научным руководителем из все того же питерского института имени А. Герцена работает над докторской диссертацией. Зная творческую натуру, целеустремленность и спортивный характер Константина Зеленского, без риска ошибиться могу предположить, что через пару лет в СКФУ появится еще один доктор наук.