Трудная жизнь по устаревшим законам
Тамара КоркинаПубликация в «Вечернем Ставрополе» «Что вызревает в дачных массивах?» (15 июля с.г.) и последующие за ней «круглый стол» председателей правлений товариществ («Голубая мечта садоводов», 27 июля с.г.), «Народная трибуна» (отчет 1 августа с.г.), интервью прокурора Промышленного района Олега Шибкова (8 августа с.г.) получили огромный общественный резонанс. Вызван он в основном тем, что отведенные под садоводство земли давно превратились в жилые массивы. Тысячи людей, потеряв всякую надежду купить квартиру в городе, решили жилищную проблему за счет своего земельного участка. Этот социальный процесс на сегодня насколько огромный, настолько и проблемный. Об этом мы и говорим с председателями городского и краевого Союзов садоводов Зинаидой Вихаревой и Валентином Хачатуровым.
Сетями должны заниматься профессионалы
В. Хачатуров:
- Проблем, вызревших на дачных массивах, очень много. Они вызваны устаревшим законодательством, отставшим на десятилетия от реальной жизни, беззаконием и нежеланием властей вникать в создавшуюся ситуацию. Мы ждем, что власть повернется к десяткам тысяч людей лицом и сделает то, что от нее давно ждут, и что, безусловно, в ее силах. На сегодня самый больной вопрос - снабжение товариществ электроэнергией.
Сегодня проживающие в товариществах люди, сезонные дачники все делают сами - содержат электрика и энергетика, меняют провода, ремонтируют, обслуживают линии. Между тем чтобы обслуживать и ремонтировать сети, нужно иметь лицензию. Придерживаясь правовой основы, мы даже деньги за потребленную электроэнергию не можем собирать с людей. Сетями должны заниматься профессионалы. Ныне бесхозные электролинии, которые люди когда-то строили за свои деньги, муниципалитеты должны взять на свой баланс и затем передать их сетевой организации на обслуживание.
Куда залетел «пилотный проект»?
- Валентин Амбарцумович, возглавляя товарищество «Нива», вы ведь предприняли немало попыток добиться того, о чем говорите. Чем это заканчивалось?
- Я уже больше пяти лет бьюсь и ничего не могу добиться. В последние полтора года вроде бы наметилась подвижка, но... У нас сетей - четыре километра высокой линии и восемь - низкой. С помощью краевого правительства мы нашли сетевую организацию, вроде бы появилась надежда у всех товариществ, которые хотели бы передать свои сети энергетикам. Мы заседали в высоких кабинетах, слушали обещания, оформляли протоколы разногласий. До 16 июня нам велено было сдать все документы, люди потратились, вынесли свои электросчетчики на фасады домов. «Ставропольэнергосбыт» обязан был заключить индивидуальные договоры с каждым пользователем, что позволило бы нам уйти от «общего котла». На сегодняшний день - тишина, никаких действий со стороны энергетиков. А количество проживающих круглый год в товариществах постоянно увеличивается, особенно за счет молодежи. Платить ипотеку многим не по силам, и люди решают жилищную проблему, как могут.
З. Вихарева:
- Мы оговаривали с администрацией города, что «Нива» пойдет как пилотный проект по передаче своих электролиний сетевой организации с дальнейшим заключением договоров индивидуально с каждым садоводом. Но пока проект буксует.
Надо сказать, что опыт-то у нас есть. Кому-то еще при строительстве линий удалось заключить договоры с горэлектросетью. Например, в обществах «Мебельщик», «Ландыш», «Успех» проблем с заключением индивидуальных договоров и электроснабжением нет. А те товарищества, кто строил линии самостоятельно, тот же «Спутник», «Аграрник», «Механизатор», «Мелиоратор», «Грушевый», они захлебываются в долгах и многочисленных проблемах, среди которых - периодические отключения электроэнергии.
В товариществах большая социальная напряженность, вызванная и общими уличными счетчиками, и тем, что киловатт садоводам обходится в три раза дороже.
Мы писали письмо руководителю РТК Шишманиди, нам пояснили, что в тарифе на электроэнергию заложены все расходы энергетиков, в том числе и расходы на обслуживание и ремонт линий. Нам же сетевики говорят, что по их правилам они должны брать с товариществ дополнительные средства. Это абсурдная ситуация, в которой почему-то не хотят разбираться ни власти, ни правоохранители.
Надежда на «Единую Россию»
В. Хачатуров:
- Недавно у нас прошла встреча за «круглым столом» в «Единой России». И краевой, и городской Союзы садоводов одобрили концепцию партийного проекта «Дом садовода - опора семьи», который покоряет своей масштабностью и актуальностью. В нем ставятся такие задачи, как финансовая поддержка, организация энергоснабжения, водоснабжения, газификации и газоснабжения обществ, развитие дорожно-транспортного обеспечения, включая строительство подъездных дорог и организацию новых маршрутов общественного транспорта, и так далее. То, что нужно огромному количеству людей. Мы начали поэтапно работать с «Единой Россией» по улучшению жизни садоводов. На первое заседание вынесли 12 вопросов. Сообща с партийцами решили направить, а на сегодня уже направили письма в муниципалитеты с просьбой взять на баланс электросети товариществ. Запланировано проведение в ближайшее время тематического совещания на базе краевого министерства энергетики, промышленности и связи с представителями «Ставропольэнергосбыта», «Ставропольэнерго», «Коммун-энерго-Ставрополь».
- Еще какие вопросы поднимались?
В. Хачатуров:
- Раньше, когда речь шла о сезонном садоводстве, автобусы ходили тоже сезонно, до 14 ноября. Теперь другая жизнь. Поскольку массивы превратились в поселения, нужен круглогодичный общественный транспорт, как в любом микрорайоне города. Детям нужно добираться в школу, взрослым - на работу, больным - в поликлинику и так далее. Об этом тоже много говорили.
И снова - проблема межевания
З. Вихарева:
- Был поднят такой острый вопрос, как межевание земли. Сами садоводческие товарищества провести эту работу не смогут, надежда только на помощь администрации города. Какая ситуация здесь возникла? Сначала были садоводческие товарищества, потом Закон № 66 изменился. Теперь в нем написано, что садоводческое товарищество должно быть реорганизовано либо в садоводческое некоммерческое товарищество, либо в дачное некоммерческое товарищество «без права прекращения садоводческого товарищества». Некоторые руководители не поняли значения этой нормы
- «без права прекращения» и начали все с нуля. Раз садоводческие товарищества были попросту закрыты, то никакого правопреемства нет, его сейчас надо устанавливать в Арбитражном суде. И только после решения суда администрация принимает ДНТ на учет для межевания земель общего пользования. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс, многим садоводам председатели говорят, что до 1 января надо установить границы своих земельных участков. Без этого их невозможно продать, подарить, оставить в наследство.
- «Вечерний Ставрополь» так много писал о межевании земельных участков, на это выделялись большие средства - где вся эта работа?
З. Вихарева:
- В девяностые - двухтысячные годы кадастровые инженеры замеряли земельные участки линейками, было допущено много ошибок, сейчас спросить не с кого. Работа была проведена огромная, и деньги выделялись немалые, но на сегодня результатов нет.
И еще проблема: в двухтысячных годах многие садоводы писали заявления об отказе от земельных участков. Было много воровства, случались оползни, люди шли с заявлениями в КУМИ и получали листочки о своем отказе от земельных участков. А в законе четко прописано, что комитет по управлению муниципальным имуществом, получив такое заявление, должен подготовить документы и обратиться в Росреестр с тем, чтобы свидетельство о праве собственности на землю было погашено. Речь идет о свидетельстве, выданном садоводу в 1992 году. Погашения не было сделано, люди остались собственниками своих участков. Можно предположить, что налоговики выставят немалые суммы, в Налоговом кодексе долги срока давности не имеют.
- Чего еще такого, что требует разрешения, мы с вами не коснулись?
З. Вихарева:
- Я бы хотела сказать о помещении для Союза садоводов. Сегодня мы его арендуем, платим 12 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, заключаем договор на воду, электричество, отопление и связь. Это все средства садоводов. Взамен мы консультируем, даем информацию, оказываем юридическую помощь, помогаем председателям правлений. А сейчас мы превратились в буфер между властью и десятками тысяч горожан, проживающих в дачных массивах. Со всеми претензиями - долгами, транспортом, поборами, беззаконием они идут к нам. И хотелось бы, чтобы власть это понимала и принимала нас как структуру, работающую на горожан. А стало быть, оказывала помощь, в том числе и с помещением, куда ежедневно идут сотни людей.