Трудно быть гегемоном
В английском городе Бирмингем завершился ХХVIII лично-командный чемпионат мира по прыжкам на батуте, акробатической дорожке и двойному минитрампу, в котором принимали участие представители 47 стран, в том числе в составе сборной России и семь ставропольцев, воспитанников СДЮСШОР Василия Скакуна. Совместными усилиями ставропольские акробаты добыли одну золотую, семь серебряных и одну бронзовую медали.
- Как вы расцениваете выступление наших спортсменов? - с этого вопроса началась беседа корреспондента «Вечернего Ставрополя» Валерия Манина с заслуженным тренером Советского Союза Василием Скакуном.
- Практически для любой спортивной школы девять наград с чемпионата мира, несомненно, выдающееся достижение - сказал В. Скакун. - Да что там спортшкола! Если сравнить эти наши достижения с «добычей» других российских регионов на данном чемпионате, они тоже лучшие. Если сопоставить с результатами по видам программы (батут, минитрамп) – мы опять в лидерах…
- Но простите, Василий Александрович, сравнение сравнению рознь. На прошлом чемпионате (они, как известно, проводятся один раз в два года) мы в женских прыжках (а сборная России, как и в этом году, была полностью укомплектована ставропольскими спортсменками) стали безоговорочно лучшими, победив и в командных соревнованиях, и в личных, где Аня Коробейникова оказалась с золотом, а Лена Краснокуцкая с серебром. А тут, выходит, довольны медалями из менее ценного металла?
- Наша гегемония длилась годы и годы. Менялись лидеры, менялись команды, но командное золото всегда, или почти всегда, было безоговорочно нашим, ставропольским. На этот раз мы уступили в командном зачете Китаю, и в многоборье золото досталось китаянке Фанг Фанг. А. Коробейникова - вторая, А. Солдаткина - третья.
Теперь о ходе борьбы. Честно говоря, командой могли выстоять (проиграли всего один балл - это мизер), если бы здесь отпрыгали так же уверенно, как в многоборье. Например, А. Солдаткина в личный финал пробилась только с седьмым результатом, а закончила выступления на пьедестале.
Могла ли Анна Коробейникова быть первой? Да! По сложности и качеству прыжков это были ее лучшие выступления за всю блестящую спортивную карьеру. В то же время надо признать, что сейчас весь Запад в эйфории от китайских спортсменов во всех гимнастических видах спорта, юная Фанг Фанг (ей всего 17 лет) отсоревновалась очень достойно.
- Вы все время говорите о девушках. Но ведь на чемпионате мира прыгали и два ставропольских акробата. Как оценить результат их выступлений?
- В этот раз в составе сборной было два наших спортсмена: Михаил Костянов и Григорий Носков. Командная борьба мужчин превратилась в захватывающее сражение двух гигантов - русских и китайцев. До последней серии мы лидировали, опережая соперников на полтора балла. Но лидер китайской команды Янг Сонг показал такую программу, что нашему лидеру (краснодарцу Т. Муртазаеву) достойно ответить, как оказалось, было нечем. В итоге – вторые. Но если два года назад такое же второе место мы все называли обидным и незаслуженным проигрышем, то сейчас остается честно признать превосходство китайцев. Можно, конечно, сетовать на отсутствие нашего Тимофея Подуста, имеющего в своем арсенале сложнейшую на сегодняшний день программу в мире, но он, увы, еще не отошел от травмы, полученной на Кубке мира в Китае.
А в личном многоборье ставропольские ребята не смогли пробиться в финал, куда попадают только два спортсмена от страны. М. Костянов получил травму в первой серии и был вынужден сняться с соревнований, а Г. Носков, дебютировавший на мировом помосте, допустил ошибку при приземлении после тройного сальто, и даже успешно выполненное во второй серии трудное упражнение не спасло его от горькой участи зрителя. Т. Муртазаев, достойно боровшийся за первое место, не справился с комбинацией в заключительной серии и в итоге оказался за чертой призеров. В итоге Янг Сонг – первый, Цанг Лу – второй (оба из Китая) и москвич Андрей Крылов – третий.
Выручил россиян Максим Шлякин - 15-летний юниор выиграл золотую награду в соревновании со своими сверстниками, выполнив по-настоящему взрослую комбинацию с тройным сальто. Макс, как мы его все называем, вместе со своим тренером Ириной Федоровой из Пятигорска на всех каникулах приезжал в нашу спортшколу стажироваться. А с лета этого года Шлякин уже полностью переехал в Ставрополь. Мы рады и за Макса, и за его тренеров Ирину Федорову и Вадима Скакуна.
- С ходом борьбы все более или менее ясно, а каковы все-таки причины отступления российских акробатов?
- При желании легко можно было бы уличить судей в предвзятости, что действительно присутствовало в ситуации с А. Коробейниковой. Что ни говори, а старые (многократные) чемпионы надоедают, и к ним относятся с большей придирчивостью, чем к дебютантам, тем более если чемпион - россиянин.
В этой связи я вспомнил слова американского тренера по плаванию Джеймса Каунсилмена, подготовившего девятикратного олимпийского чемпиона Марка Спитца: «Ошибки моих учеников – это мои ошибки». И я полностью с ним солидарен - вина за не совсем удачное выступление спортсменов лежит и на нас, тренерах. Так же, как на производстве, в боевых действиях, да и в политике, везде и всегда ситуацию могут поменять только те, кто способен с холодной головой анализировать случившееся и взять ответственность за неуспехи на себя. И мы, тренеры, поздравляя своих девчонок и мальчишек с завоеванием в Бирмингеме девяти медалей - кроме вышеназванных спортсменов серебряные медали еще завоевали Елена Краснокуцкая и Виктория Даниленко, обязаны признать, что добиться большего, возможно, помешали наши недоработки. Проигрыш всегда открывает явные и скрытые недочеты, ошибки в тактике и стратегии, недальновидность и просто ляпы, в том числе в тренерской деятельности.
- Василий Александрович, а может, свою роль сыграло и изменившееся время, которое не могло не сказаться на психологии спортсменов? Ведь теперь у молодых ребят имеется масса иных, кроме спорта, возможностей для самореализации?
- Естественно, мы все сейчас живем совсем в другое время, несравнимое с семидесятыми и восьмидесятыми годами прошлого века, когда Л. Громова, А. Расолин, В. Чухарева и Е. Бугаева были на две головы выше всех на планете, оставив им бороться за любое место на пьедестале, кроме первого. На смену им пришли Н. Кадатова, Е. Блужина и А. Крыжановский, которые уже могли и проиграть, но только своим же, российским, в крайнем случае, украинцам, как произошло с Е. Чебаненко.
Изменились и спортсмены. В расолинские времена Саша прыгал, готовясь к ответственным стартам, но каждый день работал каменщиком на строительстве спортивного комплекса, и все - бесплатно. И не только он один – все от мала до велика - трудились не покладая рук. Теперь мужики-спортсмены трудны на подъем, что касается общественных работ, да и фанатизмом глаза горят лишь у некоторых – не то племя, согласен, уж очень много соблазнов со всех сторон манит молодежь, причем без затраты физических и моральных усилий.
Изменились и китайцы. Я помню, когда в 1979 году они впервые приехали на мировой чемпионат, то напоминали не спортсменов, а солдат. Почти ни с кем не общались, а перед стартом каждый акробат обязательно подходил к сидящему в зале послу своей страны, что-то по-военному ему рапортовал, тот давал команду, и атлет начинал выступление. Все ушло в прошлое. Сейчас китайцы - открытые, раскрепощенные, современные ребята, но со своей школой. Да оно и понятно: Китай - страна, имеющая вековые традиции культуры, чего стоит только китайский балет, где прыжки и сальто – его основные составляющие части; или великолепный по своему своеобразию цирк с обязательной демонстрацией баланса; а разве можно забыть спортивно-боевой опыт шаолиньских монахов?..
Убежден, что эти традиции, помноженные на фантастическое трудолюбие, и позволили довольно быстро и успешно разобраться китайцам в технических нюансах сложно координированных видов спорта и в настоящее время стать лидерами во многих спортивных дисциплинах (кроме акробатики это и прыжки в воду, и гимнастика, и различные виды единоборств).
Не стоим на месте и мы, тренеры, для которых во все времена жизнь и спорт были синонимами. Теперь спорт (по крайней мере, для меня) – это только часть жизни, где наряду с ним есть сотни людей, живущих вне спорта и ждущих от тебя полной отдачи на занятиях в академии здоровья. И их исцеление от физических и духовных недугов – это те же медали высшей пробы. А потом ведь, по большому счету, спорт высших достижений – это тоже не что иное, как искусство владения телом, хотя есть более увлекательная стезя – овладение духом, который и правит нашими жизнями.
Что же касается мировой акробатики, то мы здесь тоже не лыком шиты. Мы имеем лучший тренировочный зал в мире, который постоянно модернизируем и пополняем новыми снарядами, честолюбивый тренерский коллектив, которому по плечу любые новаторские задачи, талантливых спортсменов, и я убежден, что уже к следующему чемпионату бирмингемская относительная неудача будет забыта. А то, что стало выигрывать труднее, так это здорово, ибо надо больше думать, экспериментировать и творить. Спорту, как и всей жизни, застой противопоказан.