Цена за натуральный продукт
Сергей ГаврилюкВ связи с подорожанием сырого молока МКС вынужденно поднял цену на свою продукцию
С 17 января одно из крупнейших пищевых предприятия края АО «Молочный комбинат «Ставропольский» повысило стоимость своей продукции. Такой шаг стал вынужденной мерой, поскольку новую цену за сырье запросили крупные сельхозпроизводители-поставщики ещё в конце прошлого года. В первых числах января цена оставалась прежней, однако теперь продукция подорожала на 9%.
Сегодня «МКС» закупает сырье у половины производителей края. Много лет комбинат выпускает продукцию, которая не уступает и даже превосходит продукцию производителей из других субъектов. «МКС» признавался лидером экономики России, лучшим предприятием, отмечен знаками «Золотого стандарта» и «Отличника качества Ставрополья». Покупателям сегодня доступна широкая линейка товаров: молоко, сливки, ряженка, сыры, сливочное масло, сметана и многие другие. Кроме того, «МКС» стал первым в России предприятием, производящим молоко с низким содержанием лактозы, до него такую продукцию поставляла финская компания Valio. На заводе налажен выпуск твердых сыров — пармезан, моцарелла, чеддер, мягкого сыра «Филадельфия» и итальянского сыра «Рикотта». Комбинат полностью обеспечивает население любимыми молочными продуктами в условиях санкционной политики и даже делает это лучше зарубежных производителей.
За 2016 год молочный комбинат принял почти 70 тысяч тонн молока, из которых реализовал 51 тысячу тонн готовой продукции. Большая часть сырья, а это 40 тысяч тонн, было принято высшим сортом от ведущих колхозов Ставропольского края. Часть закупленного сырья в процессе переработки уходит - это, в первую очередь, показатель натурального продукта. В настоящее время такими цифрами и показателями могут похвастаться единицы производств. Отметим при этом, что в 2015 году комбинат закупил сырья на две тысячи тонн меньше.
Ежедневно от завода АО «МКС» в две смены выезжают молоковозы в районы, где поставщики уже сдают продукт от утренней и вечерней дойки. Летом ежедневно по краю курсируют 30 машин, в зимнее время их число сокращается до 25.
Среди крупнейших поставщиков сырья «АПХ Лесная дача» в Ипатовском районе, только отсюда в 2016 году было вывезено 12 тысяч тонн молока, колхоз-племзавод имени Чапаева в Кочубеевском районе, колхоз имени Ворошилова в Труновском районе и многие другие.
Таким образом, ежегодно комбинат увеличивает производство, несмотря на возможные трудности. Таковой стал недавний рост цен на молочную продукцию. 1 января 2017 года колхозы-поставщики увеличили отпускную стоимость сырого молока. Это решение они объяснили тем, что с 2013 года ничего подобного не было, а за четыре года увеличились затраты на электроэнергию, производство кормов и молока, ГСМ, а также зарплату работникам. О росте стоимости сырья объявили в краевом министерстве сельского хозяйства: с начала года его цена выросла на 15 - 20%, однако это явление назвали временным.
До этого не было всплесков в связи с тем, что было достаточно молока в стране, активную помощь оказывала Белоруссия. При этом, как отметил гендиректор комбината Сергей Анисимов, у нас наблюдается дефицит собственного молока, а нарастить молочное животноводство намного сложнее, чем, например, производство мяса птицы. В этом году ситуация сложилась так, что Краснодарский край начал перекупать ставропольское молоко и вывозить его.
Все праздники комбинат продавал молоко по старым ценам, работая себе в убыток: стояла цель сохранить хорошее настроение у покупателей. До старого Нового года удерживались цены, но 17-го числа был совершен вынужденный шаг, иначе бы компания просто разорилась, и стоимость выросла на 9%. Так, например, литр молока жирностью 2,5% вместо 41 рубля будет стоить 45 рублей.
- Сырье подорожало на 20%, а готовая продукция на 9%. Мы вынуждены поднять цены, но не так сильно. Надеемся, что ближе к весне и лету молока станет больше, и стоимость сырья опустится. С 1 января у нас с крупными производителями заключены новые годовые контракты. По договоренности в течение года цена расти не должна, если не возникнет никаких форс-мажоров, - поделился генеральный директор АО «МКС» Сергей Анисимов.
Что подразумевается под форс-мажором? Яркий пример — погодные аномалии, как, например, засуха 2012 года, когда поставщики активно повышали отпускную стоимость сырья в связи с утратой кормовой базы.
Директор по продажам АО «МКС» Сергей Дутов рассказал, что производители предупредили комбинат о росте цен перед подписанием контрактов. Отказываться было нельзя, потому что они могли просто уйти к другим компаниям. В результате произошёл рост стоимости всей продукции.
- Мы закупаем молоко у них в больших объемах, за сырьем ежедневно по два раза выезжают машины, которые приходят в приёмку одна за другой. Продукция сюда поступает исключительно натуральная, поэтому мы так зависим от поставщиков, - отметил Сергей Дутов.
Ответ на вопрос о повышении стоимости молочной продукции кроется во взаимосвязи всех звеньев одной цепи: есть поставщик, который кормит и доит корову, есть завод, который эту продукцию покупает. В зависимости от корма, условий работы фермерских хозяйств формируется соответствующая ценовая политика. Правда, пока она полностью в руках поставщиков.
Заместитель председателя Ставропольской городской Думы Геннадий Тищенко прокомментировал ситуацию с ростом цен на молоко:
- Опыт других стран показывает, что ценовая политика в этой сфере регулируется государством: поставщик не будет сам поднимать цену на сырье в случае стихийных бедствий, на этот случай у них предусмотрены страховщики, которые берут все риски на себя. В нашем случае такого ещё нет, но этот опыт нам необходим. Нам нужно жесткое регулирование цены на сырье, без этого будет сложно.
Учитывая базовую цену мы всегда можем посчитать для себя стоимость и вывести примерную цену готовой продукции. А если поставщик ставит новую цену, мы обязаны вести пересчет, чтобы не влезть в долги и не обанкротиться. Тем более в стране практически не осталось крупных молочных заводов, их скупили корпорации. Такие заводы, как «МКС» наладили свою обширную сеть распространения натурального продукта, и терять их нельзя.
Сейчас важно понять, что девятипроцентный скачок стал результатом воздействия ряда факторов, таких как увеличение стоимости самого сырья, затраты на электроэнергию и транспорт. Чтобы удержаться на плаву, каждое звено цепи действует в соответствии с ростом цен, тем более что последние четыре года его не было. С другой стороны, этот же рост лишний раз показывает, что перед нами натуральный продукт, который не хочет терять ни поставщик, ни компания, ни потребитель.