Центр сближения народов
Лариса РакитянскаяНельзя утверждать, что в нашем городе совсем не налажены отношения между людьми разных национальностей. Например, в Ставрополе действует греческая школа, куда может прийти человек любой национальности на бесплатные курсы греческого языка. Русские и греки дружат давно. Но между некоторыми другими национальностями, проживающими на Северном Кавказе, отношения, к сожалению, складываются не всегда благополучно. А ведь у нас есть что передать друг другу и перенять друг у друга.
Почему в качестве базовых наук Центра Шота Алексеевич предлагает именно экономику, медицину и педагогику? Слово Шоте Музенитову:
- Наличие экономической грамотности в сегодняшней жизни очень важно. В общеобразовательных школах изучаются некоторые вопросы экономики, даются определенные сведения из бухучета, госбюджета, но, как правило, эти занятия носят факультативный характер и проходят по схеме: ученик послушал - вышел из кабинета – и тут же забыл. Надо развивать экономическое мышление учащихся, а "сведения" он успеет получить и после школы. А развитие экономического мышления напрямую связано с математическими расчетами, математическими моделями, чему мы и хотим научить ребят в Центре.
Гармонизацию межэтнических отношений невозможно построить без учета наследственного воспитания, которое напрямую связано со знанием медицины и педагогики.
Медицинские знания в школах и вузах, к сожалению, также даются в недостаточном объеме. Наши дети не всегда знают, как вести себя в экстремальных ситуациях. А такие знания при нынешней неспокойной жизни крайне необходимы. Ведь не всегда рядом есть врач или человек, способный оказать медицинскую помощь. Мы должны сами уметь заботиться о себе, о своем здоровье. Ведь еще Сократ говорил: "Если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы больше, чем он сам".
Я всю жизнь воспитывался на правиле, которое вкратце можно сформулировать так: "Жизнь и природа не прощает и сурово наказывает тех, кто однажды встал на подлый, коварный путь, и широко одаривает каждого, кто делает добро окружающим". Научно доказано, что если родитель совершает какой-либо недостойный или преступный поступок, то велика вероятность того, что эта склонность к коварству может передаться по генам последующему поколению. Если во главе воспитания поставить вышеизложенный тезис, то многие задумались бы, прежде чем совершать плохие поступки. Важно научить молодежь ориентироваться в том, что такое "добро" и что такое "зло". И здесь нам помогут такие науки, как педагогика, психология и медицина.
Автор проекта Шота Музенитов разработал программы специальных курсов для Центра: "Математика и экономика" (для школьников), "Математические основы экономики и методы оптимизации" (для студентов неэкономических специальностей), "Межличностные отношения" (для школьников и студентов всех специальностей", "Сборник математических задач с экономическим содержанием", "Развитие экономического образования учащихся средствами математики в системе "школа - вуз", "Математическая экономика", "Некоторые проблемы медицинского, экономического и наследственного воспитания и образования на базе Центра как новой формы образовательного учреждения", а также разработана теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся. Эти учебные пособия были опубликованы и вышли отдельными изданиями в центральной и региональной печати. Более 1000 экземпляров учебных пособий, изданных при финансовой поддержке греческой общественности, было подарено общеобразовательным школам Ставрополя и Ставропольского края. После этого с Шота Музенитовым связались учителя из разных районов. В частности, педагоги из станицы Барсуковской, заинтересовавшись "Сборником математических задач с экономическим содержанием", предложили в помощь Центру свои сконструированные и оригинальные задачи, связанные с сельскохозяйственными работами. То есть вариант создания Центра развития и сближения молодежи нашел живой отклик среди преподавательской общественности нашего края.
Заинтересовались проектом и в министерстве образования Ставропольского края. Заместитель министра образования края Леонид Харченко дал следующий комментарий:
- Министерство образования поддержало в ряде образовательных учреждений края, где есть в этом потребность, изучение родного языка, истории и культуры отдельных народов. В крае есть еврейская (пос. Горячеводский), греческие (г. Ставрополь и Предгорный район) школы, изучается армянская культура и язык (г. Кисловодск), ногайская культура и язык (Нефтекумский район), туркменская культура и язык (Туркменский и Ипатовский районы).
Создание Центра развития и сближения молодежи (может быть, и нескольких центров) – центра знаний и дружбы народов – это интересная и в то же время давно назревшая идея для нашего региона. Поэтому министерство образования надеется, что руководители образовательных учреждений заинтересуются такой идеей и начнут работу в данном направлении.