Центральный парк - Воронцовская роща
Ирина БоровлеваВ саду, получившем название Вельяминовский (а в дальнейшем Юнкерский), были устроены новые аллеи и цветники, декоративные пруды, питаемые подземной ключевой водой; построена в два этажа каменная беседка с балконом, на котором выступали духовые оркестры. В праздники здесь устраивались фейерверки, среди гуляющих можно было увидеть многих известных людей. И долго потом деревянные скамейки украшали металлические таблички, сообщавшие, что на этой любил сидеть Грибоедов, а на этой - Лермонтов...
Сад просуществовал до 1907 года, когда был в значительной мере вырублен конным Осетинским дивизионом, который разместился в здании бывшего Дома командующего. На месте рощи тогда же был разбит конный плац (сегодня стадион "Динамо").
Бабина роща, как первоначально именовался сохранившийся участок Черного леса в самом центре растущего города, больше напоминала непролазные, заболоченные чащобы у истоков южного отвершка речки Желобовки. Хозяин рощи, поручик Матвей Бабин, продал ее купцу Василию Тарасову за 3500 рублей ассигнациями. Последний в 1837 году подарил рощу Ставропольской мужской гимназии, где можно было бы построить собственное здание гимназии. За этот благотворительный акт Тарасов был пожалован золотой медалью на Аннинской ленте. С того времени роща ненадолго стала именоваться Гимназическим садом.
Ниже Гимназического сада находилась роща купца Константина Стасенкова и большой фруктовый сад Деревщиковых. Еще ниже, в районе нынешней улицы К.Хетагурова и позже возникшего Плотниковского переулка (сегодня Менделеева), с начала XIX в. до 30-х годов находился еще один участок Черного леса с вековыми дубами. Земля эта принадлежала вдове губернского чиновника Афросимова, которая вырубила весь лес под строительство доходных домов.
В 1849 году по инициативе наместника на Кавказе князя Воронцова-Дашкова Гимназический сад преобразуется в городскую рощу. Тогда же "из крымских имений князя Воронцова для городского сада на военно-транспортном пароходе в Керчь, а оттуда в Тамань, а далее обозом в Ставрополь была доставлена виноградная лоза - рислинг, мускат белый, франко-пино, красный бордо, траминер, апорт белый. Черенки яблонь, груш, сливы, вишни, черешни, абрикоса... Саженцы тополя черного, пирамидального, бельбекского, каштана...".
Из Тифлисского питомника прибыло 500 молодых привоев фруктовых деревьев, виноградная лоза, барбарис. А также дикорастущие молодые саженцы акации, вербы, ивы, липы.
Из местного бюджета на устройство рощи было выделено 1000 рублей серебром. В помощь садовнику была направлена рота солдат во главе с поручиком Григорьевым, старанием которых была положена первая аллея от Александровской улицы (ул. Дзержинского на восток от пр.Октябрьской революции), посредине которой устроили декоративный пруд с деревянным мостом, а в конце аллеи, на возвышенности - каменную беседку. Осушили восточную заболоченную часть сада, где устроили питомник и разбили фруктовый сад.
Первым садовником Воронцовской рощи стал статский советник Александр Полянский. Им устраивается каменная ограда сада с Александровской улицы, благоустраивается декоративный пруд, строится со стороны Воронцовской улицы (пр.Октябрьской революции от ул.Дзержинского до ул. Мира) каменный дом для садовника и рядом с ним - оранжерея, парник, устраивается еще один декоративный пруд с таким же декоративным мостиком.
Свое новое наименование Гимназический сад получил в конце 1851 года, когда командующий Кавказской линией генерал-лейтенант Н.С.Заводовский обратился с письмом к наместнику Кавказа, где писал: "В память князя Михаила Семеновича Воронцова, основавшего Городской сад в Ставрополе, прошу его наименовать Воронцовским садом".
В 1870 году при садовнике Михаиле Иванове началась реконструкция Воронцовской рощи. По проекту архитектора Георгия Федоровича Прокопца через нижний декоративный пруд перебрасывается изящный каменный мост, сохранившийся до наших дней.
С 1887 по 1894 год садовником Воронцовской рощи становится Константин Ильич Стасенко. Им устраивается первый цветник напротив оранжереи, открывается киоск для продажи цветов, фруктов, семян.
На смену Стасенкову пришел садовник Б.И.Новак. Бернард Иосифович Новак получил приглашение от императрицы Елизаветы на должность придворного садовника. Но волею случая в 1894 году Новак попал в Петербург, где встретился со ставропольским епископом Евгением. В том же году он становится садовником рощи Архиерейского дома в Ставрополе. А через два года - главным садовником губернского центра, в том числе и Воронцовской рощи.
Бернард Новак со своими помощниками устроил в роще новую каштановую аллею от Воронцовской улицы, где в каждую лунку высаживалось по два-три деревца каштана. Это был для своего времени необычный эксперимент, давший на насыщенной влагой земле прекрасные результаты. И сегодня эта старая аллея поражает величием кроны сросшихся стволов каштана, даря людям прохладу в знойные дни.
Бернард Новак составляет план реконструкции рощи. С северной стороны от входа в рощу со стороны Воронцовской улицы он по собственным чертежам строит изящную каменную оранжерею, куда начали поступать семена и луковицы цветов из Чехии, Голландии, Италии. К каждому летнему сезону садовником создавались сложные по инженерному замыслу и композиции клумбы, которых было больше дюжины. Были они то в виде величественных восточных ковров, то гигантских цветочных ваз или самолета, дирижабля, качелей.
Здесь же, в Воронцовской роще, Новак имел магазинчик для продажи цветов, где, кроме им выращенных, в лютые январские морозы можно было купить "розы, гвоздики, фиалки, левкои, нарциссы и мимозы из Ниццы".
Благодарные горожане преподнесли ему, как писали газеты, "цепь золотую с медальоном и 100 любимых сигар".
Воронцовская роща Ставрополя надолго стала любимым местом отдыха горожан, где прохлада каштановых аллей и вековых дубов, многочисленные цветочные клумбы, розарии, зеленые лужайки английского парка, искусственные водоемы, питаемые родниковой водой, сочетались со зрелищными и прочими заведениями. Особо следует упомянуть четыре дуба-богатыря в Бабиной роще: один из них у мостика - это "дуб Ермолова", и три дерева на острове, названные в честь Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.
В советское время Воронцовская роща переименовывается в рощу имени 1 Мая, затем именем Горького, именем Ленинского комсомола, и, наконец, она стала называться Центральным парком. Но, возможно, настало время вернуть этому уголку города его старое название - Воронцовская роща?
Сергей Финютин, главный специалист управления культуры администрации города Ставрополя.