Цены на лекарства должны быть «прозрачными»

Лариса Денежная

Цены на лекарства должны быть «прозрачными»
На прошлой неделе на звонки наших читателей по «прямой линии» отвечал председатель Региональной тарифной комиссии по Ставропольскому краю Георгий Колягин. Тематика вопросов была оговорена заранее: цены на лекарства. И, нужно признать, «досталось» нашему гостю. Одни читатели спрашивали, почему лекарства все время дорожают, в том числе отечественного производства, не зависящие от колебания валютного курса. Другие призывали навести порядок с ценами, требовали решительных мер государства в этом вопросе. Мы приводим наиболее типичные обращения.

– Я пользуюсь аптекой «Биофарм», возле магазина «Океан». Что возмущает? Каждые 4 — 5 дней покупаю здесь венолайф. Сначала он стоил 115 рублей, потом — 134, а вчера пошла в аптеку — уже 144. Хотя этот препарат выпускает московский завод, он отечественный. То же касается и индапамида. Есть и чешский, и французский, но я покупаю санкт-петербургский или московский, на рубль-два каждый раз он дорожает. Или вот веро-триметазидин. Когда спрашиваю, почему такая цена, в аптеке отвечают: это от поставщика зависит. Тогда за поставщиков нужно браться!

– В аптечной сети при формировании цены больших нарушений нет. «Накрутки» делают оптовики. Причем их цепочка может быть длинной — московская фирма продает краснодарской, у нее покупает ростовская, откуда лекарства поступают к нам. Мы ждем, когда федеральные власти внесут поправки в законодательство – введут процедуру обязательного декларирования предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Сейчас это происходит на добровольной основе. Это даст возможность проконтролировать применение торговой надбавки – поставщики вынуждены будут уложиться в ее пределы.

– Хочу спросить вот о чем. Такое простое средство — касторовое масло. В прошлом году стоила бутылочка шесть рублей. А сейчас – двенадцать. Это отечественный препарат, его закупка к доллару не привязана. Одно дело – подорожать на рубль-два, но не в два же раза?!

– Ответить сразу, почему такое подорожание и кто поднял цену — то ли производитель, то ли оптовик или аптека, – трудно. Государственное регулирование идет на уровне оптового и розничного звена. Сегодня рассматривается вопрос об обязательной регистрации предельных цен на лекарства заводами-изготовителями. Эти цены будут отражаться в федеральном реестре. То есть будет видна «исходная» цена.

Мы послали свои предложения в качестве мер по сдерживанию цен на лекарства в Федеральную тарифную комиссию. Одно из них – чтобы лекарственные средства сопровождались на всех этапах следования от завода до аптеки протоколом согласования цен. Тогда будет видно, на каком этапе и на сколько лекарство прибавило в цене.

– Мой муж пошел в социальную аптеку, но бесплатного лекарства — глибомеда — не оказалось. В результате здесь же он купил лекарство за деньги, отдав 311 рублей. Я обзваниваю аптеки и узнаю: в «Пилюле» этот препарат стоит 250 рублей, в кардиоцентре — 241, причем без скидок (пенсионерам предоставляется 5-процентная). Получается, социальная аптека — самая дорогая?

– Цены на лекарства даже одного производителя могут быть разные. Все зависит от серии и партии препарата — чем крупнее партия, тем больше скидка и меньше цена за упаковку. Однако не могу не согласиться с вами: разницы в таких пределах – 241 и 311 рублей – не должно быть.

– Я — инвалид, из дома практически не выхожу. Меня обслуживает социальный работник, ходит в аптеку за лекарствами. От соцпакета я отказалась (не видела в нем смысла: прошу у врача одно, а выписывают другое, в аптеке в наличии — третье). Лекарств принимаю много, потому что куча болячек. О том, сколько они стоят, сначала узнаю по телефону. И возмущению моему нет предела! Вот принимаю при венозной недостаточности препарат детралекс. В январе он был по 700 рублей, сейчас 1200, это со скидкой. Ницерголин в ампулах — бешеная цена. Еще в феврале его покупали за 101 рубль со скидкой, теперь пять ампул этого лекарства стоит 491 рубль. Причем это в 250-й аптеке, которая считается государственной. За три месяца – январь-февраль-март – я потратила 8 тысяч рублей на лекарства. Даже наш простейший рублевый препарат— оротат калия сейчас продается за 65 рублей. Это мыслимо? Противосудорожный магний с витамином B6 вместо прежних 200 — уже по 361 рублю...

Наша постоянная читательница перечислила целый список лекарств с их ценами. Георгий Колягин сообщил, что при проверке аптек учтут эту информацию. И все же мы советуем таким больным вернуть себе соцпакет — сейчас можно написать заявление в любое время, не дожидаясь истечения календарного года.

– Каким правом наделено ваше ведомство в плане влияния на цены лекарств и контроля за ценообразованием?

– Стоимость лекарства складывается из цены завода-изготовителя и торговой надбавки — оптовой и розничной. Установление размера предельной торговой надбавки — это полномочия субъекта, ими наделена Региональная тарифная комиссия по Ставропольскому краю.

Руководители аптечных учреждений, которые допустили нарушения по порядку цено-образования, привлекаются к административной ответственности. Наказание серьезное – 50 тысяч рублей штрафных санкций (раньше эта сумма составляла всего две-три тысячи, согласитесь, для оптовика с многомиллионным товарооборотом – что комариный укус). А разница в цене, на которую завышается стоимость препаратов, в двойном размере взыскивается в доход государства.
29 мая на правлении РТК было принято решение об изменении уровня торговой надбавки. Оно вступит в силу через 10 дней после опубликования.

По оптовым предприятиям размер надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) сохранен – 10 процентов, а на остальные препараты снижен с 15 до 13. Размер торговой надбавки для розничных аптечных предприятий будет дифференцированным: для препаратов стоимостью до 300 рублей — 30 процентов вместо прежних 35; от 300 до 500 рублей — 28 процентов; от 500 и выше — 20 процентов. То есть на самые дорогие препараты мы значительно снизили размер надбавки. При этом замечу, что в Ставропольском крае — самая низкая оптовая надбавка по сравнению с другими регионами.

– Нужно, чтобы в каждом аптечном учреждении на видном месте была информация с контактными телефонами, куда обращаться в случае каких-то нарушений его сотрудниками. Чтобы и работники аптеки знали: любой человек может пожаловаться в контролирующие инстанции. Может, это как-то их дисциплинирует?

– Согласен с вами. Каждое торговое учреждение, в том числе и аптеки, должны иметь «Уголок покупателя», в котором указываются телефоны контролирующих органов. Для фармацевтических — минздрава, Росздравнадзора, лицензионного органа, в том числе и номер Региональной тарифной комиссии.

БАДы – коммерческий товар

– Хотел купить океанол, это рыбий жир в капсулах. Мне его назначил врач. Обращаюсь в городскую аптеку. Называют цену — 200 рублей, а в коммерческой аптеке рядом — 165. Получается, в муниципальной дороже, чем в «частной»...

– Препарат океанол – биологически активная добавка к пище. Для аптеки это коммерческий товар. Ценообразование
БАДов государство не регулирует. Стоимость препарата зависит от спроса, цены поставщика и пр.

– Три месяца назад купила в аптеке «Аврора» для лечения суставов рестеп регуляр – 20 порошков за 325 рублей. Очень хорошо мне помог. Когда порошки кончились, пошла снова в аптеку — а их нет. Мне дали телефон: звоните в Москву, узнавайте. Обращаюсь туда. Мне дают ставропольский телефон. Говорят, что курс лечения, 40 порошков, стоит 16 тысяч. Потом в течение двух недель врач Адамов – так он представился – звонил мне, надоедал: собрала ли я эти деньги и почему мне дети не помогают.

– Вы, наверное, попали на мошенников. И этим, видимо, должны заниматься правоохранительные органы.
«Телефонные» продажи никем не контролируются, и покупать какие бы то ни было препараты таким образом я бы не советовал. Это не лицензионная торговля. Что касается средства рестеп регуляр, то оно не является лекарством, это биологически активная добавка к пище. А цены на БАДы государство не контролирует.

Что касается стационарных фармацевтических учреждений, то такие предприятия должны сначала получить разрешение на право заниматься аптечной деятельностью. Копия лицензии должна быть вывешена в «Уголке потребителя». Если такой документ есть, значит, аптека ведет свою деятельность законно и соответствует установленным требованиям.


Фото Юрия РУБИНСКОГО.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление