ЦЫГАНСКИЕ СВАДЬБЫ
Наталья БуняеваС семьей Козаченко меня, как водится, случай свел. Света, мать большой семьи, торгует дамскими сумочками на рынке. И однажды я просто «закопалась» во всем этом великолепии... И так и этак примеряли мы сумки. Пока хозяйка палатки буквально силой не впихнула мне в руки две штуки, предварительно упакованные еще и в третью, тряпочную такую...
Дома, разглядывая покупки, обнаруживаю в карманчике одной сумочки купюру. Сейчас уже не помню толком достоинства: то ли десять, то ли пятьдесят рублей. Но щеки жгло от стыда сильно – это что, подали на бедность, что ли? Выяснили секрет купюры мы года через три, когда уже познакомились со Светланой, со всей ее многочисленной семьей: «Да что ты?! Это ж мы на счастье кладем в кармашек! Кому достанется, тому и повезет! Да и нам хорошо: все человеку радость... А вообще – все, что люди хорошего друг другу делают, это ж и есть – на счастье...» Эти философские разговоры мы ведем на маленькой кухоньке съемной квартиры, где поселилась семья Козаченко. Папа Павел, «король семьи», как сам себя в шутку называет, мама Света, дети: Руслан с супругой Луизой, Ваня вот недавно женился на хорошенькой Ляле. И все в этой квартире. Но несмотря на то, что народу много – в кухоньке, как и во всей квартире, – чистота стерильная. «Ой, что ж не позвонила! Надо же было точно время сказать, я бы тебе такой стол закатила! А у себя дома, в Светлограде?! Эх, вот бы гуляли!..» На столе еда в два этажа уже стоит, а хозяйке все кажется - маловато... Луиза (вообще-то она Катя по паспорту) еще что-то жарит... Молчаливая, очень красивая, золото в мочках ушей – что надо... А еще – скоро станет мамой! Лялю не видно, зато Ванька вот он, с нами. Улыбка до ушей, зубы блестят – великолепная улыбка у Ивана. «Он у меня работник безотказный... Бывает, сядем с ним, обложимся сумками и до утра ремонтируем, если где какой брак найдем... А утром с мамой на базар, помогать. Там ведь не только торговать надо, там еще и охранять товар надо, и чайку купить, и грузить, и упаковывать-распаковывать... Да мало ли...»
Мальчишки у Светы красивые. Руслан «сдвинут» на компьютерах. Что очень тревожит семью: вдруг «взломает» какой-нибудь еще Пентагон? Надо как-то направлять в нормальное русло этого хакера, да где его ловить? Опять вот с русскими ребятами ушел за какой-то особо ценной штукой для компьютера. На прощание нам сверкнув зубами в улыбке, конечно. Мама тут же растаяла, а глава семьи, Павел Михайлович, все равно этого не видит – задержался у родни, кто-то там приехал...
Так что разговоры сугубо бабские. «Все меняется. И цыгане уже не такие, как раньше... Все больше работают. Я вот смотрю: мой Павел ни одного дня, как женился, без работы не сидел. Смолоду - с утра на рынке, вечером в ресторане поет. Ах, как пел! Я там же официанткой работала... Влюбились друг в друга, поженились... Давно у нас нет такого, что вот – кого родители привели, за того и выходи. Может, где и есть, а у нас (а я многих цыган знаю, уж поверь!) нет. Молодые решают, как им вместе жить, родители узнают часто в последнюю очередь, что сын вырос уже...»
Вообще, если честно, то семья Козаченко сильно отличается от других знакомых цыганских семей. Мама Светы – майор милиции, живет в Житомире. Мариэлла Вицентьевна Кучинская, полька по происхождению, толком поесть не успевает из-за «своих деток» - училась в милицейской школе, чтобы потом всю жизнь работать с трудными подростками. Своих парней Господь не дал, так хоть чужим помогать... Познакомилась она со своим будущим супругом, светловолосым, светлоглазым Николаем (по паспорту Разиком), встречалась с ним полтора года... И знать не знала, что он цыган. Да еще по прозвищу Барон! Когда женились, все родители были в глубоком недоумении: как молодые воспримут обычаи предков – оба же из разных практически миров? Ничего, еще как притерлись! Родили Светлану. Холили единственное дитя, ни в чем отказа не было... Да вот только счастье у главы семьи было коротким: Света была маленькой, когда голубо- глазый Барон погиб в аварии...
Тут бы и закончиться цыганской истории мамы Мариэллы. Но вправду говорят:
если цыган стал тебе другом, не за горами день, когда станет братом. Света росла, мама все так же карабкалась по служебной лестнице, обустраивала свой домик у моря... Однажды, в шестнадцать лет, Светлану заметил фотограф из местной газеты. А как не заметить, если у нее волосы до пят? Сделал снимок, который она до сих пор бережет: «Представляешь, я могла волосами вся укрыться! Куда всё девается?» Скромничает, конечно. И сейчас волосы ой-ой какие! Только скручены в традиционную «дулю», в платке почти всегда. От папы дочке досталась известная доля авантюризма, от мамы – мягкость и ласка... Окончив школу, Света пошла учиться на повара, работала в ресторане. Потом еще и на официантку выучилась. А Пашка, молодой, как мы уже сказали, красивый цыганенок, там пел по вечерам. Вот и судьба. Его родители заслали сватов, молодых поженили: «У меня свекровь очень хорошая. Вообще, родители у Павла – как мои собственные: когда надо – помогут, когда надо – подскажут...»
А от Павла, супруга, достался такой подарок, что и цари за честь почитали: дочка Марина! И если папа - король семьи, то уж Маринка – точно принцесса! «Я мальчишек своих буквально силой в школу гоняла. С двойки на тройку... Отучились по девять классов. Руслан, наверное, дальше пойдет, с компьютерами своими. А с Мариной горя не знала. В школу она у меня в пять лет пошла! Уж и читала вовсю... Окончила на одни пятерки: я в дневник толком и не заглядывала, все сама девочка учила. Потом замуж вышла, за Арсена. Хороший парень, повезло с зятем! Да и ей со свекровью повезло. Говорит, пока не поцелует меня, как дочку родную, спать не ляжет! Во как! Так ведь Маринка и дальше будет учиться. Хочет быть юристом. Хочет – будет! Есть же у нас уже один юрист, бабушка наша. Вот в пару ей еще один будет... Эх, какую же мы ей свадьбу закатили! Маринка вечером платья каждый час меняла: обычай такой. Красавица моя!»
Трудно представить, как прелестная дочка Павла и Светланы будет разбирать сложные «дела», как будет приходить уставшая домой, к мужу и детям. Но ведь есть у них дядя – известный хирург в Одессе, Андрей Николаевич Золотарев. Всю жизнь уставал, принимая пациентов, выезжая порой туда, где Макар телят не пас... Замес у семейства такой – вкалывать от зари до зари.
Павел Михайлович, наконец явившись от родственников, рассказывает, как всю жизнь на двух работах пахал: «Днем торгую, вечером пою... А что? Такие мы, цыгане! Нам петь нужно, тогда и жизнь будет не скучной! А есть, конечно, и такие, что ничего не делают. Ну вроде как осели мы. Чего еще от нас хотите? А хотим, чтобы дети учились! Чтобы пользу России приносили. Ты вот мне сейчас в Америке дай пять квартир, а я скажу: «Нет! Лучше России страны нет! Потому что здесь у меня все: родители, семья, дети, да все, над чем трудился, над чем пот проливал. И где каждую копейку считал: не всегда же у меня в гараже пара железных коней стояла... Всякое бывало в жизни... Вот не воровал только. Детей тому же учу: самое страшное – руки запачкать воровством или еще каким преступлением! Тогда отец будет главным «законодателем»! Вот показывают по телевизору: наркотиками торгуют! Не дай Бог...»
А и правда: в Ставропольском крае, как утверждают представители наркополиции, практически не отмечено случаев «цыганской» торговли наркотиками. Если кто нарушает закон – цыгане сами разбираются с преступником. Даже если его посадят в тюрьму, у его семьи будут неприятности: сестру замуж не возьмут, отвернутся родные и знакомые... А это для цыган пострашнее всех законов - остаться вне цыганского общества.
Моя Светлана Разиковна все, наверное, знает о том, как цыгане «образовались» на Земле. Как девять веков назад вышли из Индии наиболее бедные племена и пошли бродить по свету, выпрашивая милостыню, показывая нехитрые фокусы с танцами и песнями. И, поверьте, не все их песни веселые и удалые... Вторая мировая война так «выбила» цыганский народ, что до сих пор некоторые «роды» не могут восстановиться. А их всего (известных) 26! И у каждой народности свой язык, обычаи, как правило, общие. Они несложные: на больших праздниках мужчины и женщины сидят отдельно, платки обязательны, нельзя пройти мимо мужчины на недозволительно близком расстоянии... При этом совершенно не имеет значения, какого вероисповедания цыган. «Наш» Руслан женат на мусульманке, и «принцесса» Марина, будущий юрист, замужем за мусульманином Арсеном. «Да разве в этом дело? Главное – чтобы люди были хорошими, а Бог – он для всех один! Нет, не об этом надо думать! Наши дети будут совсем другими: учиться хотят, будут большими людьми... А мы, родители, разве не поможем им?.. Куда ж мы денемся? Я вот с одним французским психологом переписывалась, он мне книжку подарил, умную очень. Там написано: надо идти вперед, набраться сил и терпения и идти. И быть уверенным, что дойдешь до цели, что наметил!» - «Слушай, а ты гадаешь?!» - «А как же! Как чуть что, бегу к русской тетеньке, тут у нас на рынке торгует! У нее и гадаю»...
Cкоро Света станет молодой бабушкой. Вот уж будет праздник так празд-ник!
А пока в огромном Монблане из «тыщи» сумок она выберет для вас ту единственную, в которой, может, и будет денежка... На счастье.