Твоим матросом не дали стать…
Наверняка многим мужчинам «военнообязанного» возраста знакомы звонки из военкомата, когда бодрый женский голос предлагает «если вы не работаете, послужить по контракту». Безработных парней у нас в крае хватает, а с недавней поры и я пополнил их ряды. В общем, так и решил - проверить на себе, каковы же реальные перспективы, чтобы с честью и выгодой отдать Родине долг.
Служил я в свое время на Северном флоте, на подлодке – как говорится, есть что вспомнить и есть специальность, к которой можно вернуться. Диспетчер в военкомате на мое упоминание о том, что я состою в группе учета по ВМФ, слегка смутилась и сказала, что с флота запросы поступают реже и надо подождать. Я начал ждать и вспоминать службу. Автономки (боевые автономные походы) через Баренцево море к берегам Норвегии и Северную Атлантику, первые боевые вахты и горький вкус соленой воды при посвящении «в матросы». Скользкий титан прочного корпуса лодки, жадные чайки, северное сияние. И зачем только я уходил из армии?! В мечтах и планах прошел целый месяц. Потом нужный запрос вроде бы пришел. Причем в двойном виде, с Балтийской флотилии и с Северного флота.
Радость от новости, впрочем, была недолгой. Впоследствии я выяснил, что это общепринятая у нас практика. Абсолютное большинство вариантов (не только для тех, кто служил в ВМФ) выглядят так: сам военкомат устроить на службу не может. Будущему контрактнику предлагается проехать на место предполагаемой службы за свой счет, потом там ДОГОВОРИТЬСЯ о месте «работы», ВЕРНУТЬСЯ на медкомиссию и только тогда отправляться реализовывать свою патриотическую потребность. Вот такой вариант мне и предложили.
А что же контракт? Оказывается, на контракт быстро и гарантированно и без предварительных «выездов за свой счет» пойти можно только «в Чечню». Условно обозначая этим термином любую из горячих (потенциально и реально) точек Кавказа. Не спорю, и там надо кому-то служить. Ведь призывники за свой мизерный год службы вряд ли сейчас смогут обрести достаточно навыков выживания, чтобы служить в тамошних достаточно сложных условиях, приближенных к боевым. Да и воинскую специальность за год толком не освоить, каким бы ты талантливым ни был. На Кавказе нужны профессиональные кадры, те, кто срочную службу проходил в мотострелках, пограничниках или танкистах. Но не бывшие матросы же!
Кстати, таким щедрым предложением – навестить удаленное на полстраны место службы за свой счет - до сих пор так никто и не воспользовался. А вот на Кавказ «хоть завтра». Кем бы ты ни был в прошлой армейской жизни. Риск – благородное дело, в конце концов. Тем более если есть семья и дети, как мне сказали в военкомате, их ведь надо как-то кормить, и потому в желающих стать новыми «кавказскими пленниками» все-таки недостатка нет. Так и пополняется наша современная «непобедимая и легендарная» армия. Или из вчерашних школьников, которые за год не успевают овладеть ни одной нормальной специальностью и нормально пройти школу жизни, или из «контрактников-контрабасов», безработных и отчаявшихся, на добровольно-принудительной основе готовых на все, что дают. Остается только предполагать, сколько из нынешних безработных молодых людей, которые могли бы служить по своей специальности, в своем роде войск, так и остаются не у дел.
Дмитрий Романов.