Творчество, измеренное расстоянием
Нину Федоровну Панькову хорошо знают не только в Ставропольской краевой филармонии, где она трудится более пятидесяти лет, но также во многих известных хореографических коллективах, в которых она работала в разные годы. Ведь Нина Панькова была артисткой балета, участницей и лауреатом седьмого Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве. Ей лично аплодировали Никита Хрущев и Анастас Микоян.
Вся жизнь Нины Федоровны - это цепь интереснейших встреч и событий. Однажды она рассказала мне об интересном эпизоде своей жизни, благодаря которому ей удалось побывать почти на краю земли. В 1962 году Нине Федоровне и нескольким ее коллегам поступило неожиданное предложение от Магаданского областного управления культуры поехать на Чукотку для поднятия культуры малых народов Севера. А конкретнее - организовать там оркестр народных инструментов и создать хореографический коллектив.
Надо сказать, тогда местные артисты играли только на своих национальных инструментах монотонные заунывные песни и не имели никакого представления о других музыкальных инструментах. «Гостям» пришлось немало потрудиться, чтобы научить северные народы другой музыке. И вот чудо свершилось. «На Чукотке появился оркестр народных инструментов. С помощью своих русских товарищей самодеятельные артисты Крайнего Севера создали выдающийся струнный коллектив. Он очень перспективен, имеет большие возможности роста. Я бы назвал это чудом нашей действительности в области культуры» - так охарактеризовал работу молодого оркестра председатель жюри зонального показа Всероссийского смотра художественной самодеятельности профессор Московской консерватории народный артист РСФСР Владислав Соколов.
Этот оркестр, поразивший столичного мэтра, приехал в Хабаровск из далекого села Новое Чаплино Чукотского автономного округа. 1964 год стал годом зарождения чукотско-эскимосской инструментальной и многоголосной хоровой музыки. Готовясь к заключительному концерту смотра, новочаплинский оркестр наряду с вальсом «Грезы» Василия Андреева разучил эскимосскую оркестровую пьесу «Охота на моржа» и чукотский танец «Собачья упряжка». Одновременно под руководством Нины Паньковой с участием старейших мастеров эскимосского танца была создана первая в истории Чукотки эскимосская танцевальная сюита «Возвращение охотников», исполняемая под аккомпанемент оркестра. Благодаря старанию Нины Федоровны Паньковой в танцах новочаплинцев появились композиционность и динамичность. Иногда это были как бы рисунки с натуры: труд и праздник, радость и печаль. Рисунок незамысловат, движения танцора фиксировали движения охотника, каюра, рыбака. Иногда танец обобщал жизненные явления, в нем появлялась мысль. А следовательно, появлялся и элемент условности, который присущ искусству вообще, а танцу - в особенности. Не зная жизни народа, его характера, традиций, трудно иногда понять, о чем говорит тот или иной жест танцора. Но гармония, выразительность, музыкальность танцев, поставленных Ниной Паньковой, просто покоряли зрителей.
Велика работа, которую проделали наши артисты для развития культуры малых народов Севера. Они тщательно собирали, бережно сохраняли народное искусство и в то же время талантливо обучали жителей Чукотки профессиональному подходу к музыке и танцам.
Прошло уже много лет. Неизвестно, как сейчас обстоят дела с оркестром и танцевальным коллективом. Но, конечно, хочется верить, что та часть души, отданная нашими артистами, та их самоотверженная работа не пропали даром. И так же играет на далекой Чукотке оркестр народных инструментов, и так же красиво и грациозно танцуют чукчи и эскимосы.
Наталья КОРОЛЁВА.