Тяжелый месяц декабрь
Елена Павлова Так складывалась история России века ХХ, что каждому поколению доставалось по своей войне. В этом месяце сразу две годовщины. 11 декабря исполнилось 15 лет с начала первой чеченской, 25-го будет 30 лет, как советские войска вошли в Афганистан. В минувшую субботу в сквере Памяти у памятника погибшим в локальных конфликтах ветераны Афганистана и Чечни вспоминали своих товарищей. По тем, кто не вернулся, звонили колокола Андреевской церкви, где шла служба. А потом был городской митинг. В Ставрополе это традиция.
... Сотни имен на граните. Застывший в последнем броске в атаку гранитный солдат... Гвоздики у подножия. И надпись: «Не забывайте этого, люди!».
Люди и не забывают. И не только те, кто прошел Чечню и Афган. Среди участников митинга были мальчишки и девчонки, которые еще не родились, когда начинались эти войны.
Пятиклассник 29-й школы Рома Крылов бывает здесь часто. У него папа прошел Афганистан, был связистом, пережил четыре контузии. Про то, как все было на войне, которая 10-летнему мальчишке кажется такой давней, Рома знает по отцовским рассказам.
Но в этот раз на митинг с ним пришли не только папа и мама, но и весь его класс вместе с учительницей Татьяной Федоровной Феоктистовой. У них не просто класс, а отряд, который называется «Милосердие». Ребята дружат с городской организацией «афганцев». Накануне полночи девчонки под руководством мам пекли пироги, потому что после митинга ветераны собираются у полевой кухни помянуть своих товарищей. У них уже был урок мужества, им тоже рассказывали об афганской и чеченской войнах. Но на митинге большинство ребят были впервые.
Со словами благодарности к ветеранам обратились заместитель главы администрации города Юрий Шепелин, председатель городской Думы Евгений Луценко, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Ушаков, помощник военного комиссара края Иван Болтенко, председатель комитета Госдумы СК по социальной политике Иван Ульянченко.
Они говорили о том, что любая война — это трагедия, и сегодня, спустя годы, незаживающей раной в наших сердцах живет горечь утрат по всем бойцам, погибшим в «горячих точках». Они не давали оценок происходящим событиям. Они героически сражались, выполняя воинский долг... А наш — хранить о них память. Потому что, где бы ни проходила линия фронта, они все равно защищали нас — свою страну, свой город... Говорилось, что споры, которые ведутся уже 30 лет - насколько оправдан был ввод наших войск в Афганистан, наверное, будут продолжаться еще долго, но это дело политиков. И тем не менее уже 30 лет назад основной миссией наших солдат была борьба с только зарождавшимся тогда злейшим врагом человечества — международным терроризмом. И сегодня, как никогда, это отчетливо проявляется во всех войнах, ведущихся на Кавказе и Ближнем Востоке. И традиции воинов, 30 лет назад входивших в Афганистан, продолжают наши земляки, которые честно выполняют воинский долг на территории Северо-Кавказского региона. И сегодня здесь у них тоже основная задача — борьба с международным терроризмом, с бандитами, не дающими возможности жить спокойно, развиваться народам, веками живущим рядом на этой благодатной земле.
Конечно, звучали слова благодарности матерям, которые воспитали настоящих патриотов своего Отечества:
- Не существует таких слов, которые могли бы унять боль потери отца, сына, брата, мужа, но вечная память — то, что сохранит погибших в наших сердцах и позволит нам быть достойными их памяти. Вечная память погибшим, вечная слава живущим и здравствующим.
- Декабрь для нашей страны, для нашей Родины — тяжелый месяц, - сказал председатель городской общественной организации «Союз ветеранов войны в Афганистане» Николай Борисенко. - 30 лет назад начался Афганистан, 15 лет назад — Чечня, где погибли ребята, фамилии которых — на плитах монумента. Я желаю всем здоровья, удачи, но главное - чтобы на этих плитах не появлялись новые имена. И чтобы никогда и никто не забывал подвига этих ребят. Чтобы наши дети об этом помнили, как мы.
После митинга я спросила ребят из отряда «Милосердие», что они чувствовали, когда была минута молчания и звучал метроном и когда возлагали свои красные гвоздики к плитам с именами погибших.
- Гордость, - ответил кто-то из ребятишек.
- Плакать хотелось, - призналась большеглазая девчушка.
А стоявший рядом пацаненок посмотрел на меня как-то очень по-взрослому и сказал:
- Что мы — русский народ.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.