У «Норда» недолгий век
Советская бытовая техника не в пример нынешней – старела вместе с ее владельцами. Холодильник «Днепр» прослужил моим родителям около тридцати лет. На «заслуженный отдых» его отправили в хорошей внешней форме, если не считать небольшого пятна от белой краски, которой замаскировали «проплешину» в покрытии. Сейчас, когда на смену металлическому корпусу пришел пластик, холодильники не доживают даже свой гарантийный срок. По крайней мере, незавидная судьба складывается у «Нордов». Холодильник еще и «не обжился» как следует на кухне, а его корпус начинает разрушаться, покрываясь трещинами.
Что делают продавцы или мастера сервисного центра в таких случаях? Сообщают потребителям: мол, поменяют потрескавшийся корпус на другой. Зная об «особенностях» пластика у «Нордов» — кому нужны «гарантированные» проблемы? — покупатели отказываются от ремонта. Но потребителей ставят перед фактом: мол, альтернативы нет. И тогда покупатели становятся на «тропу войны». А в суд попадает очередной иск из серии «дело о «Норде».
В семье С. холодильник модели RF NORD 274—060 «затрещал» спустя десять месяцев после покупки. Трещины появились не только в холодильном шкафу, но и на дверях камер, что нашло отражение в акте технического анализа сервисного центра. Галина Николаевна С. потребовала вернуть ей деньги за холодильник, обратившись к владельцу торговой точки с письменной претензией. В результате получила… два взаимоисключающих ответа. В одном сообщали о том, что принято решение о замене холодильника при наличии товара в магазине. А в другом — наоборот, в этом отказано. Указана и причина: согласно п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в отношении технически сложных товаров (к ним относится и холодильник) при обнаружении недостатков потребитель вправе требовать замены товара или отказаться от него в течение 15 дней после покупки. Этот срок прошел. А значит, на замену можно претендовать лишь в ряде случаев, оговоренных законом (в редакции документа от 12 декабря 2007 г.).
В частности, при обнаружении в товаре существенных недостатков. Однако, как сообщалось в ответе, указанные случаи к «Норду» не относятся. Поэтому С. может рассчитывать только на гарантийный ремонт техники.
Что интересно, под двумя упомянутыми ответами, датированными одним и тем же числом, стояли одинаковые фамилии и подписи, «паровоз» которых возглавлял индивидуальный предприниматель К. Остальные шли без «расшифровки» должностей (умышленно или непреднамеренно? — Л. Д.), что идет вопреки всем установленным нормам. Откуда той же Галине Николаевне знать, что за фамилиями С. и Е. стоят начальник сервисного центра и юрисконсульт, завизировавшие эти ответы, содержание которых противоречит друг другу? Подобный «промах» для юриста, профессия которого обязывает, образно говоря, каждую букву документа смотреть сквозь лупу, не делает ему чести.
Женщина обращается в краевой Союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков, просит помощи в возврате денег. «Защитники» подают иск в мировой суд в интересах Галины Николаевны С. В заявлении указывают: потрескавшиеся шкаф и двери холодильника являются основой изделия, данный дефект относится к существенным недостаткам. Это дает основание в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за «Норд» денег. Истец также просит суд взыскать с ответчика неустойку в размере 1 процента от стоимости товара за каждый день просрочки удовлетворения требований С., компенсацию морального ущерба, затраты на юридические услуги и т.д. Иск «потянул» на сумму свыше 25 тысяч рублей.
Когда преимущества в судебном споре за потребителем, продавцы и исполнители услуг становятся более сговорчивыми. Заключение мирового соглашения для них – верный способ сэкономить на предстоящих выплатах. Предприниматель не упустил такой шанс. Для К. сумма расходов понизилась до 18 тысяч рублей, однако оказалась почти в два раза больше стоимости холодильника.
Но вот что удивляет. Для индивидуального предпринимателя это не первый иск, когда потребители через суд возвращают деньги за «Норд», сделанный из хрупкого пластика. К. несет убытки за некачественный товар. Казалось бы: не легче отказаться от закупок «проблемного» холодильника? Однако «Норд» по-прежнему попадает на наши кухни…