У пациента появилось право выбора
Лариса ДенежнаяНовый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (№26-ФЗ), который вступил в силу с января 2011 года, расширил права пациентов, то есть всех нас. На бумаге мы имеем возможность выбора лечащего врача, лечебного учреждения и даже страховой компании. А как с этим обстоит в жизни?
Об этом мы беседуем с заместителем исполнительного директора Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования Татьяной Булгаковой.
— Татьяна Яковлевна, давайте начнем с выбора страховой компании. Это право закон впервые предоставил пациентам. Что касается возможности выбора врача или поликлиники, это понятно. А вот что ожидать конкретному человеку от страховой компании? Какая разница — где оформлять полис?
— До недавнего времени выбор медицинской страховой компании (МСК) был за страхователем. Неработающих граждан страховали местные власти, а работающих — руководители предприятий, организаций. Обычно списки работающих подавали в страховую компанию и коллективно страховали. Сейчас человек сам выбирает, где ему страховаться, и лично обращается с заявлением в страховую организацию, в индивидуальном порядке. И, если раньше страховое поле, можно сказать, автоматически из года в год переходило страховой компании, сейчас ей нужно проявить себя, чтобы люди выбрали ее. Предложить лучший пакет услуг.
— То есть роль страховых компаний несколько поменялась? Раньше большинство граждан узнавали дорогу к ним, когда нужно было поменять или оформить медицинский полис.
— А сейчас нужно не только дорогу знать, но и телефон страховой организации выучить, как дважды два — он указан в медицинских полисах. Потому что страховые компаниии, по выражению министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, должны стать «адвокатом» человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Основная их роль — разрешать все конфликтные ситуации, возникающие при получении гражданами медицинской помощи, проводить экспертизу качества лечения, если нужно — бесплатно представлять интересы в суде. Пока иски инициируют сами граждане. Например, в прошлом году было подано четыре иска на возмещение средств за лечение, три из них были удовлетворены. Конечно, этого мало. Теперь же медицинские страховые компании должны не сидеть-выжидать, а более активно вести защиту пациентов, в том числе судебную.
Страховые организации должны стать и помощником, и советчиком людям, консультировать своих клиентов по всем вопросам медстрахования — где и в каком лечебном учреждении пациенту с его диагнозом лучше лечиться, какие медицинские услуги он может здесь получить, в том числе и за пределами края. Закон обязал медицинские страховые компании проводить разъяснительную работу среди населения, предоставлять застрахованным интересующую их информацию о медицинских учреждениях, с которыми заключен договор на оказание услуг по программе ОМС. Человек может получить ее и по телефону, через Интернет — теперь МСК должны размещать информацию на своих сайтах. Кстати, вы можете задать любой вопрос страховой компании и в электронном виде, на него должны обязательно ответить.
— Как реализовать выбор страховой компании?
— Человек обращается с заявлением в страховую компанию. Если он хочет ее поменять, то сделать это можно до 1 ноября календарного года, но не чаще одного раза в год. Если застрахованный уходит в другую компанию, то «уходят» за ним и деньги. Поэтому у страховых организаций сейчас есть прямая заинтересованность работать лучше, защищая интересы людей.
Но я бы не советовала сейчас менять компанию. Нужно сначала присмотреться к ней. 2011 год — переходный. Тем более что с 2014 года будут вводиться новые полисы электронного образца, единые на всей территории страны. Там не будет граф с указанием города проживания, места работы, которые есть в нынешних документах. Информацию о медицинских страховых компаниях можно прочитать на сайте нашего фонда в разделе «Участники ОМС».
— А если человек хочет сменить врача?
— Право выбора лечащего врача и медицинского учреждения распространяется в основном на поликлинику и участковую службу. Что касается специалистов – то направлением к ним занимается терапевт или педиатр.
Действующим законодательством оговорено, что первичная медико-санитарная помощь осуществляется по территориальному принципу. Не устраивает человека участковый врач — он может написать заявление главному врачу, чтобы его прикрепили к другому терапевту или педиатру. Но на это нужно согласие врача, при условии, что он недогружен. Однако реалии таковы, что участковых врачей сейчас не хватает. Они страшно перегружены. Что касается перехода из одной поликлиники в другую, я бы советовала подойти к этому обдуманно. Ведь, случись вам заболеть гриппом или ОРВИ, добираться в другую поликлинику вам придется самим. А поездка из одного конца города в другой требует и времени.
Однако сейчас главные врачи поликлиник, чтобы конкурировать с другими медицинскими учреждениями (а это – приток финансов за каждого пациента), будут вынуждены активно решать кадровые вопросы, привлекать врачей и специалистов на оголенные участки. Сейчас в Госдуме готовится второй федеральный закон – «Об охране здоровья граждан». Он должен дополнить закон о медицинском страховании, прописать механизм его реализации. Поэтому 2011 год, повторюсь, считается переходным. Много нормативных документов сейчас дорабатывается.
— Татьяна Яковлевна, несмотря на то, что закон декларирует законность медицинского полиса на территории всей страны, тем не менее на сегодня получить бесплатно медицинскую помощь не в своем регионе невозможно. Вам выставят счет на кругленькую сумму, причем помимо лечения еще и за койко-дни, питание и пр.
— Новый закон должен устранить эту проблему. И в первую очередь благодаря введению единого полиса. Будет создан федеральный реестр застрахованных. Новый закон должен устранить препятствия, связанные с взаиморасчетами территорий. Документ прописал конкретный срок, в течение которого должны рассчитаться за оказанную медицинскую помощь больным из других регионов — 25 дней. И медицинские учреждения могут теперь не опасаться, что не получат заработанные деньги. Раньше их приходилось ждать на то что месяцами, а и годами. Теперь у лечебных учреждений будет стимул лечить больных с других территорий.
Хочу еще раз напомнить: по всем проблемам, связанным с лечением по полису, нужно обращаться в страховую компанию. Требуют где-то деньги — звоните сюда. В каждой страховой компании есть отделы по защите прав застрахованных, телефоны «горячей линии». Вот и проверите, надежна ли ваша страховая организация, стоит ли ей доверять.