У самочувствия города – много слагаемых
Лариса ДенежнаяКраевой центр стал местом проведения двухдневного обучающего семинара, на который приехали из других регионов страны, не случайно. Ставрополь – один из немногих регионов России, в котором уже более десяти лет реализуется международный проект «Здоровые города». Краевой центр вступил в четвертую фазу проекта, одно из главных направлений которого - оценка воздействия на здоровье (ОВЗ) человека различных факторов. Как оно реализуется в сфере городского планирования, стало основным предметом обсуждения на семинаре.
Президент краевой общественной организации «ЗОР-ДА», координатор проекта «Здоровые города» Карэн Амлаев рассказал, что Ставрополь стал «пионером» в разработке критериев ОВЗ. А основная цель проекта «Гражданский диалог» - донести до властей, политиков и лиц, принимающих решения, как те или иные программы, планы и пр. могут отразиться на здоровье людей, чтобы вовремя внести коррективы. Показать, какие последствия могут быть в будущем. А выработать наиболее «здоровые решения» можно только с участием различных ведомств, самих граждан.
К. Амлаев подробно остановился на принципах здорового городского планирования. В нем – много слагаемых. К примеру, неправильная транспортная развязка – это загрязненность воздуха, которым мы дышим. Пробки на дорогах – дополнительный стресс для человека. Сказывается на здоровье и удаленность от места проживания магазинов, детских садов и сферы облуживания, предприятия, на котором работают жители города. На самочувствие людей влияет и архитектура, даже цвет зданий. Здоровое планирование – это и безопасность отдыха в том же парке, где немалую роль играет «просматриваемость» территории и освещенность.
Гость из Москвы, президент Всероссийского общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский представил интересный взгляд на «транспортную тему» с точки зрения влияния на здоровье. Он рассказал о проекте «Вело-город», за внедрение которого в Москве выступили около десяти общественных организаций. Если граждане пересядут на велосипед, это поможет решить несколько проблем – чистоты воздуха, топливного кризиса, автомобильных пробок, гиподинамии, безопасности передвижения. Во многих странах мира этот двухколесный транспорт завоевал популярность. В той же Голландии есть велопарковки с футбольное поле и четырехэтажные велостоянки. Пока эта мода не пришла в Россию, нужно заранее подготовиться и решить проблему безопасности передвижения. Ведь риск получения тяжелых травм у велосипедиста в четыре раза больше, чем у автомобилиста. А нужно всего лишь выделить отдельные велодорожки на тротуарах, огородив их столбиками из того же пластика, или велолинии на проезжей части с соответствующей дорожной разметкой и маркировкой, как это делают в других странах.
Представители комитета градостроительства и проектировщики рассказали, как будет реализована технология «здорового планирования» в новом 530 квартале. Пока его застройка будет вестись в порядке эксперимента. Новый квартал – это первый опыт межведомственного подхода к здоровому городскому планированию. Как рассказала главный архитектор проекта ОАО «Институт «Ставропольгражданпроект» Мира Голуб, во время его разработки решали много задач. Например, защиты от ветра с учетом расположения зданий и домов, для чего сохранили природные лесополосы. Они же будут играть и роль «легких» в микрорайонах. Все социальные объекты – школа, детские сады, предприятия сферы обслуживания, магазины и пр. будут расположены в пределах шаговой доступности. Предусмотрены здесь места для отдыха, два спортивно-оздоровительных клуба, гараж-стоянка на 700 мест. А для пешеходов и транспорта будет удобный «сквозной» маршрут. Теперь главное - не допустить каких-то отступлений от проекта.
Доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях СевКавГТУ Ирина Ветрова рассказала об экологической составляющей градостроительства и пробелах в этой сфере. Например, не учитываются физиологические особенности зеленых насаждений. В городе сажают клен канадский и краснолистный, но эти породы деревьев - не лучшая защита от выхлопных газов. Выбор насаждений склоняется в пользу их декоративности. Мало того, деревья без «поддержки» кустарников хуже справляются с функцией защиты от выхлопных газов и шумов. Жители благоустраивают дворы – кто во что горазд, по принципу «вот мне нравится рябина, и все», не выдерживается расстояние посадки, в результате чего жилье затеняется. А все потому, что население не обладает уровнем экологической культуры.
Или вот вопрос обустройства газонов. Они засеваются травами (в основном овсянницей луговой), которые годятся для Москвы, а не Ставрополя. В результате при недостаточном поливе они не выдерживают нашего жаркого лета. Газоны выгорают и не выполняют свои биологические задачи — снижение концентрации углекислого газа в воздухе, температуры поверхности почвы и пр. А в «проплешинах» селятся карантинные сорняки, та же аллергенная амброзия. Ирина Николаевна предложила внести изменения в законодательную базу города по критериям оценки качества благоустроительных работ, по контролю за использованием территории городских лесов. А еще создать своеобразную структуру аудита безопасности в области градостроительства.
Вчера семинар продолжил свою работу. Особо горячее обсуждение вызвал новый Генеральный план города Ставрополя.