У торговли Ставрополя — современное лицо
Лариса ДенежнаяСегодня — День работника торговли. Для Ставрополя это самая большая по занятости в ней населения сфера. В отрасли трудится более 58 тысяч человек. И многие сегодня встретят свой профессиональный праздник за прилавком. Ведь торговля не знает выходных.
Чем сегодня живет торговая сфера краевого центра? Каких успехов достигла и какие планы строит на перспективу? Об этом и другом мы беседуем с руководителем комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Игорем Кащаевым.
- Игорь Валентинович, если говорить о тенденциях в сфере торговли, под каким знаком прошел минувший год?
- Под знаком плюс, если использовать математическую терминологию. Раньше мы говорили о том, что отрасль преодолела спад после введения торговых ограничений и предприятия торговли набирают экономические обороты. Сегодня эта тенденция устойчивая.
В 2018-м - первой половине 2019 года продолжался рост товарооборота. Открывались новые торговые предприятия. В первом полугодии 2019-го, например, появилось более тридцати. Ставрополь остается городом с высокой обеспеченностью торговыми площадями – 1500 квадратных метров на тысячу жителей, что в полтора раза выше норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Если говорить о видах торговли, которых наиболее коснулись изменения, то минувший год прошел под знаком рынков. Они переживают мощное обновление. В 2018-м - первой половине 2019 года в развитие рынков было вложено около 200 млн рублей. Продолжалось их дальнейшее преобразование в современные торговые комплексы с преобладанием магазинных форм торговли.
На «Городском рынке» по улице Тухачевского, например, под одной крышей прекрасно сочетаются два направления — и традиционного сельскохозяйственного рынка, и стационарной торговли. На первом этаже здесь расположились торговые ряды с овощами и фруктами, мясной и молочной продукцией, а на втором - фирменные торговые точки производителей. У покупателей есть широкий выбор - в одном месте сосредоточены до полутора десятков производителей одной товарной группы.
Долгожданное переформатирование коснулось Нижнего рынка, капитальный ремонт которого подходит к концу. Остались считанные недели до открытия мясного павильона. На эту площадку под стеклянным куполом скоро перейдут торгующие из овощных и фруктовых рядов, освобождая помещение для предпринимателей с ярмарочной площади теперь уже для ее благоустройства. Здесь появится новая пешеходная зона по улице Шаумяна. Около 150 парковочных мест, большая часть из них – в подземной парковке под мясным павильоном.
Если раньше любой метр на рынке использовали для размещения торгового прилавка, сейчас – для создания комфортных условий и для покупок, и для отдыха. В мясном павильоне Нижнего рынка, например, появятся фуд-зоны по принципу здорового питания. И из купленного только что мяса или рыбы прямо на ваших глазах или пока вы совершаете покупки приготовят стейк. Такой новый вид услуг появится здесь впервые. Так что привычный с советских времен колхозный рынок меняется, превращаясь не только в торговую, но и культурную площадку, пропагандирующую здоровое питание. Само же создание фуд-зоны соответствует современным трендам в мировой и отечественной торговле.
А на «Городском рынке» по ул. Тухачевского есть собственное производство, чего раньше никогда не было на колхозных рынках - прямо на глазах покупателей здесь пекут хлеб и лаваши, блины с начинками, делают фарш и колбасные изделия.
Ждет преобразование и Верхний рынок. Наконец-то решилась судьба спорных павильонов, которые до недавнего времени оставались в ведении бывшего арендатора. Весь прошлый год и в первой половине нынешнего шли судебные разбирательства. Сегодня есть решение о передаче корпусов в муниципальную собственность. Но пока шли суды, на рынке шло благоустройство. Горожане, наверное, заметили, что на прирыночной территории по улице Пушкина снесены все палатки и павильоны. Сейчас идут работы по улице Лермонтова. Здесь обустроят дополнительную парковку – на 45 мест станет больше.
Подготовлен проект благоустройства целого квартала по периметру улиц Пушкина – Лермонтова - Артема. Здесь появится пешеходная зона, лавочки для отдыха.
- То есть благоустройство рынков не ограничивается только «красной линией»?
- И это новая тенденция. Если раньше шла речь о том, чтобы навести элементарный порядок и создать комфортные условия для торгующих внутри рынка, то сейчас благоустройство вышло за его границы. Прилегающая территория должна гармонично вписываться в городское пространство, поддерживать единый стиль. Управляющие рынком компании занимаются комплексным благоустройством. Это организация дополнительных парковочных мест, оборудование зон отдыха со скамейками и цветочными клумбами. Уличное освещение.
Как реализуется эта концепция, уже сейчас горожане видят на примере «Городского рынка» на ул. Тухачевского. Здесь обустроены бесплатная подземная парковка, для заезда на которую от остановки общественного транспорта сделали дополнительную дорожную полосу, зона для пешеходов и велосипедистов. Установлены лавочки для отдыха, контейнеры с цветами, современные светильники, которые освещают город в вечернее и ночное время. И на этом благоустройство не закончится — оно затронет территорию всего квартала в районе рынка. Но это уже планы на 2020 год.
На всех рынках появятся современные ярмарочные площадки.
- Национальное рейтинговое агентство (НРА) недавно проанализировало состояние сферы розничной торговли и пришло к выводам о том, что гипермаркеты как форма организации торговли все меньше интересуют покупателей. В то время как магазины «у дома» и дискаунтеры, наоборот, испытывают приток покупателей. А как у нас?
- В Ставрополе развиваются все форматы торговли. Ни один гипермаркет у нас не закрылся. У каждого формата – свой покупатель. Идет развитие супермаркетов. Появляются новые сетевые магазины «Магнит» и «Пятерочка», сочетающие формат дискаунтера и магазина «возле дома». Первых — уже сотня, «Пятерочки» - более пятидесяти. И в то же время открываются гипермаркеты «Магнит семейный». Развиваются местные торговые сети – «Флагман», «Закрома», «Цифроград», «Копейкин дом», «Букетио» и другие.
Торговля чутко реагирует на спрос. Город расширяется, возникают новые жилые микрорайоны – тут же появляются торговые объекты. Все первые этажи многоэтажных домов традиционно заполняют магазины, точки общепита.
Сегодня поменялся образ жизни людей. Многие едут с работы домой, останавливаются в любом удобном супермаркете и делают сразу все закупки. В густонаселенных районах потребность в магазинах «у дома» отпадает. Помню, лет пятнадцать назад люди садились на троллейбус и ехали на хлебозавод № 3, чтобы купить хлеб подешевле от товаропроизводителя. Сейчас ценовая политика примерно везде одинаковая. А продукция того же третьего хлебозавода представлена во всех продуктовых магазинах.
- Давайте поговорим о выездной торговле. Недавно я побывала на нескольких площадках, торгующих овощами и фруктами. Вид у некоторых, мягко говоря, непрезентабельный. Импровизированные прилавки с ящиками, какие-то выцветшие занавески…
- В наших планах – модернизация всей выездной торговли. Спасибо фермерским хозяйствам, которые помогают наполнить город плодоовощной продукцией, торгуя с выездных прилавков. Но, если все стационарные магазины обустроены, имеют современное торговое оборудование, то в этом формате торговли используются упрощенные варианты. Чтобы придать торговым точкам цивилизованный вид, мы хотим поменять их имидж. Завезти современное оборудование. Провести брендирование торговых точек. Сейчас разрабатываем предложения. Определяемся с внешним обликом, порядком их функционирования и прочими моментами.
- А что нового в сфере общепита?
- Количество точек этих предприятий также увеличивается. Только в 2019 году открылось шесть новых объектов – рестораны «Сад на крыше», «Макдоналдс», «KFC», «Рестобар» и другие. Вновь открываемые предприятия отличаются повышенными условиями комфортности, разнообразным ассортиментом блюд, изделий и услуг. В Ставрополе развивается сеть семейных ресторанов - «Кухня Фэмили», «Петровичъ», «Бабка Тарахто», «Маруся» и др. Открываются новые кофейни, булочные, предприятия с национальными кухнями.
Меняются принципы организации летних кафе. Создаются условия для комфортного отдыха в них. Большое внимание уделяется их цветочному оформлению и озеленению - в этом году сделан акцент именно на использование живых цветов. Чтобы площадки смотрелись красиво не только внутри, но и с внешней стороны, став украшением города.
- Некоторые думают, что продавцом работать может любой. Взял калькулятор – и стал за прилавок. Наверное, такое мнение сложилось еще с 90-х годов, когда все ринулись в торговлю, чтобы прокормить семьи. Какими качествами должен сегодня обладать работник торговли?
- Те, кто думает, что торговать просто, ошибаются. Вместо калькулятора считает за продавца кассовый аппарат. Но продавцу нужно предельное внимание. Сейчас много новшеств в организации торговли. Взять хотя бы введение чипирования товаров. Сегодня цифровизация пришла и в нашу сферу. И продавец должен быть знаком с цифровыми технологиями. Иначе его ошибки могут обернуться большими штрафами. Работники торговли сегодня проводят маркетинговые исследования, занимаются рекламой и продвижением своих предприятий, товаров и услуг в социальных сетях.
Нужно быть корректным и вежливым. Требования к продавцам, особенно в торговых предприятиях с узкой специализацией, очень высокие. Время торгашества прошло. Легких денег здесь нет.
Пользуясь случаем, хочу поздравить через газету всех работников торговли с профессиональным праздником. Пожелать стабильности в развитии предприятий. Оптимизма, благополучия, крепкого здоровья всем представителям торговой сферы и их семьям.