Учительский «щит» – профсоюз…

Лариса Ракитянская

Учительский «щит» – профсоюз…

Сфера образования Ставрополя – это целый «город в городе». Но никак не «государство в государстве». Педагоги не могут и не должны жить в отрыве от общества. Их проблемы, беды, праздники, заботу об отдыхе и защите трудовых прав, о будущих пенсиях часто и густо «разруливать» приходится Ставропольской городской организации профсоюза работников образования и науки РФ. С недавних пор ее возглавляет Наталья Сазыкина.

В канун Дня учителя корреспондент «Вечернего Ставрополя» побеседовала с Натальей Федоровной, что называется, понемногу обо всем.

Нашлись 259 лет педстажа

Так уж устроена наша жизнь, что каждый вынужден задолго до ухода на заслуженный отдых думать о будущей пенсии. В особенности это касается учителей и воспитателей, чей педстаж волшебным образом «теряется», не учитывается пенсионными органами. Поэтому мой первый вопрос к Наталье Федоровне был именно об этом.

– Ставропольская городская организация профсоюза образования одним из важнейших направлений своей работы считает защиту трудовых и пенсионных прав членов профсоюза. Не случайно, ведь наибольшее количество обращений к нам связано с отказом в назначении досрочной трудовой пенсии, – говорит Наталья Федоровна. – Есть целый ряд документов, в том числе и новый Федеральный закон «Об образовании», где закреплено право педагогов на досрочную пенсию. Казалось бы, что еще нужно, чтобы заработанная пенсия была назначена? Но практика показывает, что получить ее становится все труднее и труднее.

– Много жалоб – это сколько?

– Ежегодно к нам обращаются порядка 40 членов профсоюза с просьбой помочь подготовить исковое заявление в суд. Фактически каждую неделю мы помогаем одному из членов профсоюза получить полагающуюся ему пенсию в полном объеме со дня обращения в Пенсионный фонд. К примеру, в 2011 году горком профсоюза направил в судебные органы 41 обращение об обжаловании действий Пенсионного фонда. Все иски удовлетворены полностью. За один только год мы «вернули» работникам 259 лет педагогического стажа, вычеркнутых пенсионными органами, – более двух с половиной веков!

– Впечатляет – по времени. А в деньгах это сколько?

– Экономический эффект от судебной практики составил 17 миллионов рублей. На юридических услугах члены профсоюза сэкономили 265 тысяч рублей. В 2012 году мы также смогли помочь 41 педагогическому работнику. Индивидуальные разовые выплаты педагогам составили от 20 до 300 тысяч рублей, а общий экономический эффект от выигранных исков – порядка 20 миллионов. В этом году мы «отработали» уже 26 исковых заявлений.

– Можно привести конкретный пример?

– Конечно! Педагогу дополнительного образования Ставропольского Дворца детского творчества мы вернули 20 лет «выброшенного» педагогического стажа, а работнику лицея №  8 – 24 года. Только в гимназии № 3 мы смогли помочь получить досрочную трудовую пенсию 11 членам профсоюза. Да, мы видим слезы, обиды и огорчения, когда работник приходит к нам с решением об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии. Но мы и слышим слова благодарности за оказанную помощь…

Зарплата и труд не всегда рядом идут…

– Недовольство педагогов своей заработной платой – такой «тихий» процесс, что порой трудно оценить его масштабы и причины. Что вы можете сказать на эту тему?

– Наиболее проблемно сейчас обстоят дела с зарплатой педагогов в дополнительном и дошкольном образовании. К примеру, в Ставрополе средняя зарплата педагогов дополнительного образования в первом полугодии составила 14710 рублей. У педагогических работников общеобразовательных учреждений в Ставропольском крае и Ставрополе она достигла целевых показателей и составила 21108 рублей. Но достичь этого удалось в основном за счет высокой интенсификации труда учителя. Посудите сами: ставка учителя высшей квалификационной категории в 1 полугодии составляла 8546 рублей. Сколько же нужно работать сверх нормы, чтобы достичь целевых показателей?!

– А сколько получают сегодня работники «вспомогательного» звена в сфере образования?

– Ни одно учреждение образования не сможет существовать без учебно-вспомогательного персонала (секретарь, диспетчер, вожатый, помощник воспитателя, младший воспитатель и т.д.). Оклады этой категории работников очень низкие – порядка 3500 рублей. Мы направили письма в администрацию Ставрополя, в управление образования с предложением увеличить оклады этой категории работников не менее чем на 20 процентов, постепенно доведя их до уровня МРОТ. Вопрос этот частично решен, и с 1октября помощникам воспитателей и младшим воспитателем оклад увеличен в пределах существующего фонда на 20 процентов. Также с 1 октября на 5,5 процента увеличен стимулирующий фонд этой категории работников.

Сколько спит учитель?

– Наталья Федоровна, вопрос не праздничный, но и не праздный: интенсивность труда учителя сегодня очень высока. Когда же спать ему и элементарно – борщи варить для своей семьи?

– Мы провели мониторинг по интенсификации труда педагогических работников. В нем участвовали 80 респондентов. Получен любопытный результат: подготовка к урокам в среднем за неделю составляет у учителя 8 часов, оформление классных журналов (в том числе – электронных) – 4 часа в неделю, подготовка отчетов по предмету – 2 часа в неделю, участие в административных совещаниях разного уровня – столько же. Таким образом, время, потраченное на подготовку к урокам, фактически равно времени, которое тратит учитель на оформление всевозможных бумаг, присутствие на совещаниях, что никак нельзя отнести к рациональному использованию рабочего времени. В среднем же на все виды деятельности, связанные с работой учителя по предмету, в сутки тратится примерно 8 часов, на работу учителя как классного руководителя – 1,5 часа, методическую работу, самообразование, составление портфолио – еще 1,5 часа. Итого: рабочий день учителя при средней нагрузке в 26 часов в неделю длится 11 часов. На вопрос: «Сколько времени вы тратите на сон?» – учителя ответили: 5 часов и меньше – 13 человек; 6 – 7 часов – 67 человек. Восемь часов и больше – не спит никто! Поэтому, естественно, что на вопрос: «Удается ли вам восстановить силы во время сна?» – 49 человек ответили – нет, 31 – всё зависит от обстоятельств. И никто не ответил – да!

Итоги опроса показали, что никто не хотел бы работать на две ставки. Но – работают! Да еще нагрузку (временную и материальную) на учителя увеличило появление мобильных телефонов. Теперь учитель не свободен от работы нигде – ни в транспорте, ни в магазине, ни на празднике.
А еще мы спрашивали, какие виды деятельности, не свойственные учителю, надо отменить? Тут образовался целый список! Это и мониторинг по микрорайону (списки детей дошкольного возраста, ветеранов войны и труда, вдов), и излишняя отчетность по различным видам деятельности, и привлечение к хозяйственным работам (уборка кабинетов и пришкольной территории, подготовка школы к новому учебному году), и участие в мероприятиях, не связанных с образованием, и дублирование документации, и составление большого количества списков и отчетов в разные организации (военкомат, поликлиники, согласие на прививку, на обследование, данные по страхованию, подробная информация о родителях, ведение социального паспорта, медицинских карт, обследование жилищных условий учащихся) и многое другое.

– Обо всем этом вы заявляете громко?

– Да. Но пока мало что меняется! К примеру, еще в начале этого года на заседании Правительства РФ министр образования и науки Д. Ливанов говорил о снижении «бумаготворческой» нагрузки на педагогов. До 31 марта Министерство должно было унифицировать требования к отчетности, предоставляемой школами, и предусмотреть ее существенное сокращение. К сожалению, на сегодняшний день каких-либо постановлений Правительства РФ по данному вопросу мы не смогли найти. Поэтому выходим на свой, городской, уровень, апеллируя к руководителю управления образования администрации Ставрополя.

В заключение нашей беседы Н. Сазыкина тепло поздравила всех своих коллег (она сама – учитель физики) с профессиональным праздником и пожелала успехов в работе, счастья в личной жизни и талантливых учеников.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление