Удивительная атмосфера «Восьмой комнаты»

Олег Чесноков

Недавно я побывал на весьма необычном мероприятии. В краевой библиотеке имени Михаила Юрьевича Лермонтова мне довелось посетить заседание клуба книголюбов под названием «Восьмая комната».

Галина Туз  делится впечатлениями о книге
Олег ЧесноковГалина Туз делится впечатлениями о книге

Кстати, именно наименование сообщества стало первым, что меня зацепило. Как тут не вспомнить знаменитого героя булгаковского «Собачьего сердца» профессора Преображенского. Этот со всех сторон симпатичный мне персонаж говаривал, ну или Михаил Афанасьевич Булгаков беседовал с читателями, вложив слова в его уста: «Я один живу и работаю в семи комнатах, и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку».

 

Вечер в кругу книголюбов

На заседание клуба я попал впервые, и пригласила туда меня однокурсница Ирина Смагина, которая работает в Лермонтовке главным библиотекарем отдела культурных инициатив. Сказать, что этот прекрасный и творческий человек любит свою работу, это, наверное, не сказать ничего. Клуб книголюбов создан как раз ее усилиями вместе с единомышленниками. Я не очень понимал его формат, но просто не имел права проигнорировать сделанное от души приглашение. И ничуть не пожалел.

Если касаться цели создания, то клуб книголюбов «Восьмая комната» проводит просветительскую и информационную деятельность в области библиофилии, а говоря простым языком, любви людей к книгам. При этом сообщество объединяет усилия библиотечных специалистов Ставропольского края, что делает его собрания очень интересными и познавательными. Здесь царит удивительно творческая и дружелюбная атмосфера. Попав сюда первый раз, я не только узнал много нового, но и вспомнил кое-что старое, чуть позабытое, однако очень приятное.

Вечер в кругу постоянных членов клуба «Восьмая комната» прошёл под девизом «Находка года». Гости рассказали об уникальных экземплярах своих домашних книжных коллекций и поделились с коллегами тем, что им, в прямом смысле этого слова, посчастливилось открыть для себя лично. Маститые литературоведы, увенчанные заслуженными регалиями, говорили просто и увлекательно, а собравшиеся встречали и провожали каждое выступление скромными, но теплыми аплодисментами.

 

Демократично и научно

Хочу подчеркнуть, что озвученные литературные находки относились не только к области глубоких научных изысканий, хотя, безусловно, были и такие. Чаще они просто касались личного восприятия членов клуба и незабываемого впечатления от таинства знакомства с новой, неизведанной книгой. И поделиться этим мог любой присутствующий на интересном мероприятии. Даже у меня, человека читающего, хоть и не так много, как хотелось бы, возникли некоторые образы и авторы, о которых тоже захотелось рассказать. Но в первый раз я из скромности промолчал. Может быть, озвучу что-нибудь при следующем посещении клуба.

Как подчеркивают организаторы «Восьмой комнаты», клуб объединяет людей и их домашние книжные коллекции, которые стали неотъемлемой частью семейных традиций многих думающих и творческих ставропольцев. Здесь говорят, что увлечение книгой, переросшее в желание и возможность создать оригинальную библиотеку – это интерес, сближающий людей определенного формата мышления, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Неслучайно клуб объединяет не только писателей с учеными, но и художников, менеджеров, краеведов, журналистов, да и любых людей, которым интересен такой теплый и дружеский формат.

Если рассматривать контент клуба библиофилов «Восьмая комната», то он представляет собой серию библиотечных репортажей, в которых раскрываются суть и значимость интересных общественных и культурных явлений. Это библиофилия и библиофил, частная книжная коллекция, личное библиотечное пространство. Книжное собирательство сегодня – явление редкое и тем более ценное для всех, кто сохраняет любовь к книгам и развивает культуру чтения. Можно сказать, что формат клуба рекомендован к использованию общедоступными библиотеками Ставропольского края и носит определение «библиотечная журналистика». Следовательно, его организаторы являются моими прямыми коллегами. Видимо, потому мне было так комфортно на, казалось бы, непривычном мероприятии.

В начале заседания идеолог его создания Ирина Смагина представила собравшимся небольшую, но очень интересную выставку книг, приуроченную к 170-летию книгопечатания на Ставрополье. Два оригинальных экземпляра экспозиции она нашла на своей даче в этом году. Это учебники по точным наукам дореволюционного образца, с помощью которых «грызла гранит науки» еще ее прабабушка. Я же остановлюсь на двух персонажах разных эпох, рассказы о которых мне было наиболее интересно услышать.

 

Граф Воронцов

Началось заседание клуба книголюбов с прямой линии с Черноморской районной библиотекой Республики Крым. В центре внимания краеведа Полины Георгиевны Коростелевой была личность поистине выдающегося человека XIX века светлейшего графа Михаила Семеновича Воронцова, героя Отечественной войны 1812 года, генерал-фельдмаршала. Помимо совершенного им большого количества подвигов, лично меня поразила история о том, как в 1818 году при выводе русского оккупационного корпуса из Франции граф собрал сведения о долгах офицеров и солдат местным жителям и заплатил все до копейки. Сумма составляла около 1,5 миллиона рублей – астрономическая цифра для того времени. Блестящий военачальник возместил все из собственных средств и, чтобы расплатиться c французскими кредиторами, был вынужден продать имение Круглое, полученное по наследству от родной тётки княгини Екатерины Дашковой. Такой поступок всегда будет служить примером высочайшего благородства русского дворянина и офицера по отношению к побежденному противнику.

Граф Воронцов – связующее звено между Крымом и Ставропольем.

Михаил Семенович поочередно был генерал-губернатором Новороссии и главнокомандующим войсками на Кавказе. Поэтому Полина Георгиевна и избрала его героем своего рассказа. Кроме того, светлейший граф был одним из самых главных библиофилов своего времени.

Собирать книги начали ещё его отец Семен Романович вместе с родным братом Александром Романовичем. Нельзя не отметить, что тогда составление книжных собраний требовало не только немалой культуры, но и значительных финансовых средств, а также возможности путешествий по стране и за границу. Всем этим Воронцовы располагали в избытке – ведь их состояние было одним из крупнейших в России. Семён Романович постоянно жил в Великобритании, а Александр Романович долго служил по дипломатической линии. Книжные собрания братьев были вполне типичными для библиотек XVIII века, когда духовная жизнь Европы формировалась под сильным влиянием идей французского Просвещения. Основу библиотек отца Михаила Семеновича и его брата составляли произведения Руссо, Вольтера и Монтескье, а также значительное место в них отводилось древностям и рукописям.

Михаил Семёнович Воронцов унаследовал значительную часть коллекций своих родственников, в том числе и тётки. Той самой, чье имение позже продал, чтобы расплатиться с офицерскими и солдатскими долгами в Париже. Светлейший князь собирал книги с юности и не оставлял этого занятия ни во Франции, ни в Новороссии, ни на Кавказе. Созданный с помощью британского специалиста каталог собранной им уникальной библиотеки в Крыму, к счастью, сохранился до нынешнего времени. К сожалению, не все добытые с помощью удивительного мецената исторические, философские и медицинские труды, а также уникальные географические карты дожили до дня сегодняшнего, но часть из них, к счастью, доступна современникам.

Помнят в Черноморском все сделанное Михаилом Воронцовым для развития этой северо-западной территории Крыма. Уникальные саженцы, многочисленные сорта винограда, эффективное овцеводство и даже приглашенные лично графом рыбаки с острова Мальта с их оригинальной методикой лова изменили этот степной край навсегда.

Выдающийся человек оставил о себе очень добрую память не только у далеких потомков, но и у современников. Среди русских солдат на Кавказе долгие годы ходили рассказы о простоте и доступности высокого императорского наместника. После смерти светлейшего князя даже возникла поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер». Лучше и не скажешь…

 

Веня Д’ркин

Первой на ставропольской площадке поделилась своей литературной находкой уходящего года эссеист, публицист, выпускница Литературного института имени Горького Союза писателей СССР Галина Георгиевна Туз. Член пяти творческих союзов – одного журналистского и четырех писательских, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, печаталась во многих газетах и журналах, не исключая и наше издание. Книга, о которой она рассказала, сразу меня заинтриговала.

В 2023 году издательство «Выргород» выпустило труд под названием «ДрАнтология», посвящённый творчеству и жизни Вени Д’ркина (Александр Литвинов). В нее вошли все сохранившиеся тексты песен, биография, концертография и рисунки автора. Речь идет о глубоком исследовании творчества не так широко известного, но очень талантливого представителя русской рок-поэзии и авторской песни. Уроженец Донбасса, проживший короткую, но яркую жизнь, оставил после себя богатое творческое наследие. К сожалению, оно потихоньку забывается, и открытая для себя Галиной Туз книга как раз и является серьезной попыткой оживить память о музыканте.

По мнению исследователей, творчество ушедшего из жизни в 29 лет Вени Д’ркина можно определить, как бард-рок или пост-бард. Во многом его песни близки к рок-музыке 1980-х годов и в то же время вобрали в себя множество других музыкальных и поэтических стилей. В музыке и текстах Вени постоянно встречаются аналогии, намеки и пропущенные через восприятие автора отсылки к различным образам из песенных источников. Они очень разнообразны по своим направлениям – от отечественного рока до советской эстрады. Поэзии Вени присущи яркие метафоры, обилие стилистических фигур речи, призванных усилить влияние текста на слушателя и читателя. Автор нередко использовал аллитирацию, то есть звуковую организацию стиха, состоящую в повторении одинаковых или сходных согласных в начальных слогах слов. Кроме того, артист применял словотворчество и различные приёмы усиления восприятия своих произведений, например пение с определенным акцентом. Большинство песен Вени в большей или меньшей степени ироничны, однако среди его произведений есть и по-настоящему трагические. Кроме поэтического и музыкального творчества, этот талантливый человек рисовал и сочинял сказки.

Я, считающий себя неплохим знатоком российского рока, к своему стыду, познакомился с творчеством Вени Д’ркина лишь несколько лет назад. Радует, что память о выдающемся поэте и музыканте все-таки сохраняется. После смерти Вени был организован «Неформальный Фонд Вениамина Д’ркина», который занимается сбором и оцифровкой аудио- и видеоматериалов, а также реставрацией записей. В память о музыканте проводятся фестивали «ДрФест», «Вестень Свят Лета» и «Веничкина радуга». На Донбассе существует литературное объединение «Стражи весны», название которого взято из песни Вени «Ода розовым псам». Сообщество издаёт ежегодный альманах «Вольные стражи весны». Рекомендованная читателям на собрании клуба «Восьмая комната» Галиной Туз книга также стала заметным вкладом в сохранение памяти об этом удивительном человеке.

 

Личные литературные открытия года

Каждый из выступавших на заседании клуба рассказал для меня что-то новое и интересное.

Профессор кафедры отечественной и мировой литературы Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета Ольга Константиновна Страшкова поведала о двух открывшихся лично для нее романах абхазского прозаика и поэта, а также государственного деятеля, долгое время занимавшего пост председателя Президиума Верховного Совета автономной республики, входившей тогда в состав Грузии. Это произведения Баграта Шинкуба «Рассеченный камень» и «Последний из ушедших», повествующие о трагической судьбе переселившихся в Турцию убыхов – родственного абхазам народа.

Очень запоминающимися были выступления известного журналиста и краеведа Николая Блохина и профессора кафедры новейшей отечественной литературы СКФУ Людмилы Бронской. Порадовали и зарубежные гости – французская пара Нина и Франсуа Готье, проживающие ныне в Пятигорске и поделившиеся впечатлениями о понравившихся им новым путеводителям по городам-курортам Кавказских Минеральных Вод. Увы, для того чтобы подробнее остановиться на каждом личном открытии членов клуба, просто не хватит газетной площади.

Выступают артисты клуба «Вдохновение»
Олег ЧесноковВыступают артисты клуба «Вдохновение»

Конечно, нельзя не отметить, что уникальную атмосферу на собрании «Восьмой комнаты» украсили замечательными выступлениями молодые, но очень талантливые артисты музыкально-поэтического клуба «Вдохновение» Северо-Кавказского федерального университета. В завершение хочу сказать, что атмосфера «Восьмой комнаты» мне очень понравилась. Обязательно побываю здесь еще.

литература, библиотеки, клуб книголюбов, клуб «Восьмая комната»

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление