Угол зрения-2
Михаил ВасиленкоПриходит гражданин в какой-нибудь Главздрав. Там — окошко типа кассы или регистратуры. Из окошка голос:
— Чего хотите, мужчина?
— Жалобу изложить на скверную организацию приема пациентов.
— Бесплатных талонов на прием жалоб нет на месяц вперед.
— Готов заплатить.
— Тогда идите в такой-то кабинет, к такому-то чиновнику. Если он согласится вас принять, вернетесь и заплатите по таксе…
Шутка, конечно. До этого пока не дошло. Но может и дойти, коли практику работы клинической поликлиники № 6 распространить на ее вышестоящие органы.
Прошлым августом в одной из своих колонок («Угол зрения») я уже живописал эту практику, после того как, вытаращив воспалившийся глаз, побегал по этажам упомянутой поликлиники, договариваясь с окулистами насчет платного приема. Тогда я поставил вопрос: почему в век электроники «хозрасчетный» пациент, приносящий поликлинике доход, вынужден униженно мотаться по врачебным кабинетам, узнавая, есть ли у доктора время для него?
Признаться, я ждал ответа от медицинских начальников. Хоть коротенького. Хоть отписки какой-нибудь завалящей — автор не разобрался, автор ничего не смыслит в сложном деле приема больных. Но ответа не последовало никакого. Наверное, в отпусках все были. А может, занятые и многополномочные люди полагают, что не обязаны читать газеты и прочую беллетристику. Да и не в формальной переписке суть — лишь бы что-то изменилось в обслуживании пациентов.
Прошло полгода, и случай вновь привел меня в поликлинику № 6. Однако теперь — опыт великий помощник! — я без предварительного изучения проблемы в регистратуру даже не сунулся. Разузнав, что заполучить бесплатный талон — дело, как всегда, весьма затейливое, я телефонно уточнил, что процедура платного посещения специалистов в поликлинике не претерпела изменений. Вновь пришлось мне, минуя возмущенную очередь, врываться в кабинет врача, чтобы быть внесенным ею в разлинованную общую тетрадь, после чего уже идти в кассу. И на трафаретную «кассовую» фразу «Идите договариваться к врачу» - со знанием дела и не без самолюбования ответить, что уже договорился. Когда болеешь, знаете ли, не особо хочется вести полемику о действенности газетных публикаций и деятельности отдельных организаторов здравоохранения. Приходится вести себя по правилам последних.
Но еще большее впечатление произвело на меня посещение поликлиники ранним утром следующего дня для сдачи анализов натощак. Придя к медучреждению минут за пятнадцать до его открытия, я обнаружил многоголовую толпу. В морозной мгле просматривались очертания очередей, упирающихся в запертые входные двери. Стоящие непосредственно у них пришли очень задолго до меня и бдительно охраняли свое первенство.
Начал искать своих братьев по крови, то есть единоанализников. Хвост их очереди оказался чуть в стороне, поскольку на главном направлении, тараном, стояли очередники в регистратуру и к терминалам записи на прием.
— Вспомним юность комсомольскую, — шучу я, видя, что большинство народу прошло закалку еще в советских очередях.
— Сегодня пятница, — поясняют мне, — дают талоны на следующую неделю. Когда на месяц дают, еще больше людей собирается…
— Как при Горбачеве за водкой, — опять шучу я, и в ответ получаю понимающие улыбки мужиков-пенсионеров: были и мы рысаками когда-то.
Но тут становится не до смеха — открываются двери. И народ плотной массой устремляется в поликлиническое чрево.
— Больные, а давят — будь здоров! — говорит мой сосед по «кровавой» очереди.
— Тут разом про все болячки забудешь, — откликается дама из регистратурной очереди.
Потолкавшись - впрочем, вполне мирно, - заходим. Я оказываюсь среди счастливчиков: сестрички в процедурных кабинетах работают умело и быстро, очередь движется со скоростью, достаточной, чтобы не возникали перепалки. А вот холл первого этажа у регистратуры — при том, что включены три терминала записи к врачам, — набит битком и через полчаса работы.
Перед уходом задерживаюсь посмотреть на апофеоз бесплатной медицины и заботы о здоровье людей. А ведь окно регистратуры — еще только первый шажок в сторону получения врачебной помощи…
Ау, организаторы здравоохранения! Услышьте меня, пожалуйста, со второй попытки, ответьте, будьте любезны, городу и миру, есть ли менее болезненные и менее унизительные способы попадания к добрым докторам? И не надо о проделанной работе: мы, поверьте, ее замечаем — те же терминалы и т.п. Но проблема может считаться решенной только тогда, когда пациенты — платные и бесплатные — перестанут погружаться в море дискомфорта, заходя в прекрасную поликлинику № 6. Равно как и в любую другую.