Первый выход на сцену признанного мастера разговорного жанра Игоря Матюшкина окончился полным провалом. Тогда, совсем еще мальчишка, он должен был после концерта объявить зрителям: «Не расходитесь, сейчас будет показ мультипликационных фильмов». Но на трудном слове начинающего конферансье «заклинило», и он быстро ретировался за кулисы, чтобы никто не увидел его горьких слёз... К чести Игоря Александровича, «первый блин» не отбил желания выступать на эстраде. Он не хотел слышать ни о каких других профессиях, поэтому мечта привела его в Краснодарское музыкальное училище.
«Больше всего
я балдел
от разговорников»
Услышав впервые - «Игорь Матюшкин – артист разговорного жанра», многие люди улыбаются: «Как же, как же, очень подходящая фамилия!». Действительно, если бы такой не было, пришлось бы взять её в качестве псевдонима...
Мы встретились с Игорем Александровичем накануне его бенефиса, который сам он назвал «Серьезный юбилей несерьезного человека». Юбилей действительно нешуточный – 70 лет. А вот насчет несерьезности... Когда видишь его в работе, проникаешься искренним уважением к разноплановому таланту и работоспособности этого артиста. Это поющий, танцующий, пишущий стихи конферансье, куплетист и мастер разговорного жанра в одном лице. В годы учебы да и по сей день для Игоря Александровича самыми высокими авторитетами остаются наши великие конферансье: Михаил Гаркави, Алексей Алексеев, Петр Муравский...
– Этому жанру научить невозможно, - говорит сам И. Матюшкин. - Это искусство должно родиться вместе с тобой. К сожалению, сегодня конферанс практически не используется. Мастеров разговорного жанра заменили ведущие. Но это же совсем не то. И всё же верю, конферанс как жанр обязательно возродится.
Сам Игорь Александрович интуитивно почувствовал своё призвание.
– Моё детство прошло в Краснодаре, - вспоминает он. - Там, в самом центре, был окружной Дом офицеров, а за его забором - летний театр. Мы, мальчишки, забирались на огромный орех и оттуда смотрели все концерты и фильмы. Но больше всего я балдел от разговорников.
Заслуженный –
в Эстонии, любимый – на Ставрополье
Тем, что артисты, как правило, не сидят на одном месте, никого не удивишь. Понятно, что Игорь Матюшкин не был исключением. Сотни концертных площадок, множество артистов и творческих коллективов. И вот в 1978 году, когда он уже работал в Ставропольской государственной филармонии, пришло предложение о сотрудничестве из далёкого Таллинна. Это произошло, когда кто-то из эстонцев увидел на сцене И. Матюшкина и созданный им ансамбль «Оптимист». А Эстонской госфилармонии в тот момент до зарезу был нужен русский разговорник. «Почему бы не попробовать», - решил артист и отправился на советский Северо-Запад. После просмотра комиссия единогласно решила, что ставропольский конферансье подходит по всем параметрам.
Игорю Александровичу приходилось выступать с различными коллективами. Кроме того, параллельно он работал в филармонии Великого Новгорода. Накануне Олимпиады-80 в Таллинне построили огромный городской холл в двумя залами: концертным на 5600 мест и ледовым - на 1200 мест. И. Матюшкина пригласили туда на должность главного администратора. Но спустя пять лет в воздухе запахло «жареным», ушел русский директор, с руководящих должностей стали вытеснять и других «неэстонцев». Игорь Матюшкин, в 1989 году удостоенный звания заслуженного артиста Эстонской ССР, оказался под номером «2» в очереди на сокращение. Но и тогда он не остался без работы. Вместе с Николаем Васильевичем Соловьём он организовал общество славянских культур в Эстонии. Им удалось возродить праздник песни и танца «Славянский венок». Он проводился, только под другим названием, еще в буржуазной Эстонии до начала Второй мировой войны. Под занавес советской эпохи «Славянский венок» получил широкую популярность: приезжали артисты не только со всего Северо-Запада, но даже с Урала, Поволжья, Камчатки. Праздник проводился при активном участии правительства Эстонии, которое выделяло на него довольно крупные средства. Неизменную заинтересованность в этом проекте проявляли министерства культуры СССР и РСФСР.
Концерты продолжались по четыре часа в течение двух дней, артисты в народных костюмах устраивали шествие по Таллинну. Сценарий для этих грандиозных праздников писал Игорь Матюшкин. И неизменным успехом пользовались гармонично вписанные в общую канву стихи о России, написанные Игорем Александровичем. Он сам уверяет, что никогда не писал стихов, если этого не требовал случай. В Эстонии этот случай был особым, и стихи о родине звучали по-особому, не так, как в самой России. Даже тогда, когда Эстония была частью Союза, в них слышались неповторимые ностальгические нотки. Так было до 93-го года. Что происходило потом, мы и так помним...
Тем не менее Игоря Александровича в Эстонии помнят, ценят то, что он сделал для этой республики в целом и для «русских эстонцев» в частности. Накануне юбилея на его имя пришла поздравительная телеграмма: «Начинателю и сподвижнику русского и славянского движения в Эстонской республике, автору и режиссеру множества идей, проектов, концертов, праздников, ставших традиционными и востребованными в Эстонии и Европейском Союзе. Поздравления с 70-летием и добрыми пожеланиями мира, благополучия, счастья, неиссякаемой энергии, больших творческих успехов и стойкости на трудном и необходимом благородном поприще сохранения и развития русского культурного наследия. Людмила Матросова-Зыбина, ответственный секретарь Союза славянских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии».
Ой, Мороз, Мороз.., или Артист
всегда артист
В нашей стране каждый мужчина-актер, независимо от возраста, рано или поздно становится Дедом Морозом. Игоря Матюшкина эта участь тоже не обошла. Но с недавнего времени он дал себе слово больше не «морозить». Дело в том, что один случай чуть не стоил ему жизни.
– Лет пять я работал Дедом Морозом в Питере, - рассказывает Игорь Александрович. - «Морозил» в самых престижных местах: в Эрмитаже, в Адмиралтействе, во Дворце Белозерских-Белосельских, в Шереметьевском Дворце, в Пушкине. Был соавтором блистательной программы «Новогодняя ночь на Невском». И вот как-то раз выдался выходной между ёлками. Я шёл по улице Римского-Корсакова. Оттепель, тротуар огорожен веревкой: мол, опасно. Честно обошел это место, и именно в этот момент с крыши мне на голову обрушилась ледяная глыба. Упал, потерял сознание. Когда пришел в себя, еле добрался до квартиры. Но через два дня все-таки отработал елку. Только после этого случая память стала сдавать. То, что я раньше мог выучить за семь минут, теперь приходится учить за семьдесят...
Конечно, Игорь Александрович несколько утрирует. В его памяти сотни интермедий, песен, стихов. Он с лёгкостью (по крайней мере, так воспринимается это из зрительного зала) чередует разные жанры. На юбилейном концерте Игорь Матюшкин с блеском продемонстрировал возможности своего многогранного таланта. И еще одну особенность, которой ни научиться, ни приобрести невозможно, – умение собирать вокруг себя верных друзей и коллег по творческому цеху. Программу бенефиса украсили выступления артистов и коллективов известных в городе, крае и за его пределами: обладателя титула «Золотой голос России» Георгия Таранова, муниципального казачьего ансамбля «Вольная степь», муниципального концертного духового оркестра, ансамбля лирической песни «Русские узоры», концертмейстера Олега Багдасарова, артистов Зинаиды и Сергея Петровых, барда Владимира Бутенко, ансамбля танца из Черкесска «Эльбрус» и многих других замечательных исполнителей. Чтобы поздравить юбиляра, из Эстонии приехал давний друг и коллега Игоря Александровича Геннадий Горевой. Вели бенефис сам юбиляр вместе со своим другом и коллегой Дмитрием Горбачевым. В их творческий тандем прекрасно вписался артист Ставропольского академического театра драмы Юрий Иванкин.
Концерт на сцене краевого Центра эстетического воспитания детей имени Ю. Гагарина продолжался более трех часов. Зал был полон. Наиболее ярые поклонники таланта Игоря Матюшкина (в основном представители старшего поколения) очень эмоционально принимали концертные номера, пританцовывая на месте и подпевая, услышав любимые мелодии. В этот вечер зрители получили настоящий подарок от юбиляра и расходились с надеждой на новые встречи с Игорем Матюшкиным и его коллегами по эстраде.