Ущерб колоссальный…
Наталья АрдалинаНапомню: в 16.43, восьмого февраля, пожарные расчеты ринулись тушить возгорание на рынке. Приехали туда через полторы минуты, еще столько же потратили на «расталкивание» машин, густо стоявших на свободных площадках. Первый ствол подали через три минуты по прибытии. А потом еще полчаса искали электрика: тушить пожар в помещении, не отключенном от электросетей, опасно и запрещено инструкцией. Да, собственно, и тушить-то там было уже нечего: огонь полыхал вовсю, огромный павильон выгорал буквально на глазах у собравшихся и онемевших от ужаса предпринимателей, реализаторов и работников рынка. Главное в тот момент – отсечь от стены огня расположенные буквально в двух метрах от горящего павильона небольшие магазинчики. С этой работой огнеборцы справились блестяще: всё уцелело. Пожаром уничтожено 1 600 квадратных метров торговых площадей, 180 рабочих мест, огромное количество документов: многие хозяева держали все необходимые бумаги «на местах». Почти две сотни человек теперь со слезами подсчитывают ущерб. Денежные потери, по их словам, колеблются в пределах от полумиллиона до нескольких миллионов рублей с каждого торгового места. Многие выплачивают кредиты, кто-то брал товар под реализацию, кто-то продал все, что мог, чтобы открыть свое дело. Некоторые торговцы имели в павильоне по паре-тройке рабочих мест, товар практически все оставляли внутри под надежной охраной. Окончательные выводы о ее надежности даст следствие, но сейчас в интернете уже вовсю «гуляет» видеосъемка камер внутреннего наблюдения: после закрытия павильона по нему еще некоторое время бродит некая женская фигура, затем она перемещается к выходу, и из тех мест, где она «погуляла», мгновенно повалил густой дым. Кто это? Все ждут с нетерпением выводы, а пока о причинах возгорания мы можем только догадываться. К чести милиции и рыночной охраны, моментально организовавшей оцепление, удалось избежать мародерства. И еще, пожалуй, можно делать выводы о пользе страховки: те, кто застраховал имущество, остались в определенном выигрыше. У них есть шанс на восстановление утраченного.
«Следствие будет максимально объективным…» Это пока единственное, о чем уверенно говорил на пресс-конференции первый заместитель начальника краевого МЧС Александр Башлай. «На сегодня рассматриваются все версии случившегося. И поджог, пожалуй, одна из главных. Говорить именно об этом рано, но уголовное дело заведено, и следственная группа все расставит по своим местам. Подождем, думаю, что о результатах расследования мы сможем рассказать уже скоро».
Представители Государственного пожарного надзора ставили свои подписи в акте приемки нового торгового павильона ровно год назад. Тогда там обнаружились некоторые недостатки, были предъявлены соответствующие предписания, и девятого февраля инспектора планировали «промежуточную» инспекцию. Почему промежуточная проверка? Да потому, что по нашему законодательству о защите прав потребителей проводить такие проверки пожарные могут один (!) раз в два года! Но что касается сгоревшего павильона, то говорить о его неподготовленности трудно: там было все необходимое, включая пожарную сигнализацию, соответствующее оборудование, охрану. И тем не менее павильон сгорел практически мгновенно еще и потому, что построен был из легковоспламеняющихся материалов, да и набит такими же вещами. Это и одежда из «нефтяных», синтетических тканей, и множество баллончиков с аэрозолями, и пластмассовая сантехника, краска… А когда от жара полопались стекла, ворвавшийся в горящее помещение воздух только добавил скорости горению. Хорошо еще, что ветер в этот день дул в «нужном» направлении, и от ядовитого дыма не пострадали окрестные жители, родильный дом, детские сады и школа. И, повторюсь, удалось спасти павильоны, неизвестно по чьей воле напичканные едва ли не вплотную друг к другу и к несчастному «погорельцу». Теперь, по словам полковника Александра Башлая, пусть их владельцы идут в церковь и ставят свечки в благодарность за то, что избежали разорения. И за пожарных тоже.
Наталья Буняева