«Ужасно счастливые семьи»

Никита Пешков

Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции недавно собрал на «круглый стол» психологов, которым пришлось на практике столкнуться с суицидом, чтобы обсудить вопросы организации работы специалистов в такой ситуации.

Девушка-подросток, ничем не отличающаяся от сверстников, целовалась с молодым человеком в коридоре школы. Мимо проходила учительница. Можно думать, что она старомодна в понятиях дозволенного и этичного, но, исполняя свой долг, педагог в сотый раз сделала обычное замечание. Что-нибудь про нравственность и неподходящее место, или пригрозила вызовом родителей. Само собой, произошёл небольшой конфликт. Но то, что случилось дальше, не позволяет говорить об этом, как о чём-то обычном. Девушка пришла домой и повесилась. Как считают специалисты, возможно, она не хотела умирать. Это неудачный способ воздействия на окружающих. Для девочки «все закончилось», а для окружающих начался кошмар: для каждого – свой. В зависимости от того, на каком расстоянии от эпицентра трагедии человек находится и как он связан с семьёй или школой, где ребёнок учился.

Количество суицидов среди подростков в крае растет с каждым годом. С 2008-го цифра возросла практически в 5 раз. На «круглом столе» вспоминали, что в 1910 году по подобному же поводу бил тревогу Зигмунд Фрейд. Европа, переживавшая тогда кризисы социальные и психологические, тоже страдала от волны самоубийств. Один из уровней проблемы – глобальный. Четкого ответа на вопрос, почему подростки все чаще лезут в петлю или глотают таблетки, пока нет. Ясно лишь, что это связано с изменениями в обществе, масштабными проблемами семьи. Кроме необходимости работать на предотвращение трагедии, надо умело действовать, когда она уже случилась. Сейчас это трудно. Мешают отсутствие четких норм и законов в стране, касающихся суицида, неготовности специалиста справиться с ситуацией и косность общества в восприятии проблем.

Профессиональная травма

Одна из участниц заметила, что правильнее было бы назвать «круглый стол» «Организация работы психолога с ситуацией суицида», но определение «в ситуации» отражает эмоциональное состояние специалиста. Самоубийство, ребёнка - серьёзная психологическая травма не только для близких, но и для его окружения. Для тех, кто потом вынужден выполнять свои профессиональные обязанности. Почти половина специалистов сразу уволились с должности психологов после суицида ребёнка в их учебном заведении. Значит, люди, которые шли в профессию, не представляли, с чем по-настоящему им придётся работать.

Кроме того, единых норм и рекомендаций, говорящих специалистам, как действовать в таких ситуациях, в стране нет. Психологи, которые работали с описанным случаем, с которого мы начали рассказ, поделились, что использовали техники работы и подводили итоги, ориентируясь лишь на свой опыт и умение.

Давление на специалиста оказывается еще и извне. По телевизору периодически показывают лица растерянных педагогов или администраторов, в различных ЧП-дейловских программах после всяких происшествий, где трудно реально определить ответственных. Начинается поиск крайних. А разговор идёт и об уголовной ответственности, и, вместо того чтобы оказывать психологическую помощь, главной становится задача оправдаться. А если учесть, что норм оценки работы специалиста нет, проверяющие из разных структур, вплоть до прокуратуры, не знают, что толком искать. Психологу иногда проще не вмешиваться в происходящее. Хотя трудно представить, что специалист может остаться в стороне, если такое произошло в его школе.

«Ужасно счастливые семьи»

Скелет в шкафу

Несколько раз при разговоре о разных семьях, в которых ребёнок покончил жизнь самоубийством, прозвучало странное понятие «ужасно благополучная семья». Это в очередной раз заставляет задуматься о психологических проблемах не только в семьях алкоголиков и наркоманов. Что за ужасы иногда скрываются за благополучием современных семей? Что так истончает психологические ресурсы детей, делая их неспособными пережить малейшие ограничения и сложности? Можно уверенно сказать: подростки, которые прыгают с крыш или задыхаются в петлях, на кухнях или в сараях своих домов, делают это из-за того, что им до этого уже не хватало воздуха и силы жить в ужасно благополучных семьях, не хватало душевного тепла и понимания окружающих. Эпидемия детских самоубийств должна продемонстрировать взрослым - что-то не так в этом мире, который они создают своим детям. На «круглом столе» прозвучал рассказ о том, что после суицида девушки и развернувшейся активности взрослых в интернете среди ее одноклассников начали звучать предложения покончить с жизнью всем классом, однако трагедию удалось предотвратить. Психологи смогли оценить ситуацию, провести работу. Но главное, что они смогли сделать и что по силам каждому: поговорили с подростками и детьми, просто избавив от одиночества и уделив им внимание.

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление