Узники океана
Ольга Метёлкина
50 лет прошло с того времени, когда мы, 10 - 12-летние пацаны, открыв рот, с восхищением слушали сообщения о наших славных ребятах - простых солдатах, которые волей злой судьбы 49 дней дрейфовали на старой барже в океане. И хотя мы по малолетству не знали, что такое «дрейфовать» и «баржа», но безбрежные просторы океана представляли прекрасно и страстно мечтали оказаться на месте этих «счастливчиков»! А когда нам показали кино «49 дней», мы и вовсе размечтались о дальних странствиях по морям, по волнам, как, оказавшись далеко-далеко от берегов родной земли, так же, как и герои фильма, без воды и еды, употребляя в пишу только кожаные ремни и обувь, будем держаться гораздо дольше, чем солдаты, которым досталась, пусть и поневоле, доля мужественных морских путешественников и огромная, всемирная любовь и слава. О том, что пережили эти ребята и как лишь по счастливой случайности остались живы, мы даже не думали и не подозревали...
ТАЙФУН
Десантный катер, которым командовал младший сержант Асхат Зиганшин, не был предназначен для дальних походов. Это был плоскодонный морской грузовик, баржа, вспомогательная посудина, на которой плавали стройбатовцы. Они доставляли различный груз с больших судов к скалистым берегам острова Итуруп. С этого курильского островка хорошо просматривались берега Японии, поэтому от личного состава требовали строжайшей дисциплины и исполнительности.
То, что на остров надвигается тайфун, экипаж баржи не знал. Где-то не сработала эта самая строгая исполнительность, и береговые службы не предупредили солдат. Скорее всего, сработало пресловутое русское авось. Как бы там ни было, но удар стихии застал ребят на барже врасплох. Из донесения начальника штаба Тихоокеанского флота: «17 января 1960 года в 9 часов утра по местному времени в результате сильного шторма со швартовки в заливе острова Итуруп была сорвана самоходная баржа «Т-36». Экипаж: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. Связь с судном отсутствует».
Ураган оборвал стальной трос, которым баржа швартовалась к мачте затонувшего в бухте японского корабля. Ударом громадной волны была разрушена рубка и повреждена рация. Подать сигнал бедствия стало невозможно. Из-за сильного ветра и налетающих друг за другом снежных зарядов вокруг ничего не было видно. Экипаж, как мог, боролся с волнами, пытаясь выбросить судно на берег, хотя все понимали, что это было равносильно гибели, ведь берег - сплошной камень. Одна из таких попыток чуть было не стоила людям жизни. 15-метровая волна швырнула хлипкое суденышко прямо на камни, и баржа получила пробоину. К вечеру закончилось топливо, но к тому времени волны вынесли судно в океан, где тайфун бушевал не с такой силой, как у берега. Экипаж собрал все пригодные вещи: пробковые пояса, одеяла, одежду и пр. и устроил себе кое-какую защиту от ветра и снега. Люди стали ждать спасения, надеясь, что через пару-тройку дней их отыщут. Они верили, что страна не оставит попавших в беду. Надо только немного подождать.
Жизнь
и политика
Когда ветер немного стих, на берегу острова были организованы поиски пропавших во время тайфуна. Были обнаружены обломки из-под питьевого бочонка с меткой «Т-36», некоторые вещи солдат. Командование флота уведомило родственников пропавших об их гибели. Ни самолеты, ни корабли в район бедствия направлены не были. Сослались на неблагоприятные погодные условия. Однако причина была в другом. В судьбу четверых молодых людей вмешалась большая политика.
Осенью 1959 года советский руководитель Н. С. Хрущев посетил Америку. Это был первый официальный визит на высшем уровне. К тому времени CША и СССР глубоко увязли в гонке вооружений. Холодная война достигла своего апогея. Пентагон разработал очередной план ядерного удара по Советскому Союзу, в результате которого должны были быть уничтожены 60 млн человек, а 200 городов превращены в руины. По мнению американских политиков, это был самый благоприятный момент повергнуть Советский Союз в прах, другого такого случая история могла больше и не предоставить. В ответ на это Н. Хрущев пообещал «похоронить Америку», хотя и понимал, что СССР по многим видам оружия значительно отстаёт от США. Намерения Америки относительно запуска на орбиту Земли человека оттеснили у советского руководителя все громкие задумки на задний план. Кроме космоса.
2 января 1960 года Н. Хрущёв вызвал к себе всех ведущих учёных в области ракетной техники. С присущей ему прямотой и резкостью он сказал: «С боевыми ракетами вы справились. Теперь будем драть вам задницы за космос».
Разработки ракеты-носителя составляли строжайшую государственную тайну, которая охранялась сильнее, чем в пресловутые сталинские времена. Все, кто имел хоть какое-нибудь отношение к разработкам, не имели права произносить слово «ракета» даже между собой. «Изделие», «машина» должна была быть готова в самое ближайшее время, и только узкий круг посвященных знал, что носитель предназначался не столько для космических кораблей, сколько для новейшего термоядерного оружия. Перед КБ С. П. Королёва была поставлена задача - создать ракету, которая смогла бы доставить пятитонный заряд в любую точку на территории США.
В первых числах января ТАСС сообщил о предполагаемых испытаниях баллистических ракет для запусков тяжелых спутников Земли и межпланетных полетов. Запуски должны были состояться с 15 января по 15 февраля 1960 года. Правительство СССР просило зарубежные страны дать указание капитанам судов и командирам самолётов не заходить в обозначенный район Тихого океана. В указанных ТАСС запретных координатах и дрейфовала с четырьмя солдатами на борту полузатопленная баржа «Т-36».
НАЕДИНЕ
С ОКЕАНОМ
Экипажу постоянно приходилось бороться за живучесть судна. Люди скалывали с бортов и снастей лёд, ежеминутно ожидая, что очередная волна опрокинет хлипкую посудину. Баржу бросало как щепку, спать было просто невозможно, солдат перекатывало от борта к борту, как пустые консервные банки, которых, кстати, только полных, оставалось совсем немного. Да еще несколько килограммов крупы, хлеба и картофеля, который хранился в машинном отделении и был насквозь пропитан соляркой.
На третий день дрейфа командир баржи Зиганшин достал подшивку газеты «Красная Звезда», чтобы развести огонь. Здесь-то и увидел он сообщение ТАСС о проводимых испытаниях ракет. Экипаж понял, что им грозит, однако всё еще надеялся, что помощь придет.
Долгие годы они думали, что помощь к ним не пришла из-за непогоды. Знали бы они, что в районе дрейфа шхуны было полно кораблей! Специально оборудованные суда, с мощными антеннами, замаскированные под лесовозы корабли, американские корабли и самолеты, следящие за «лесовозами», и пр. Однако в их боевом задании поиск какой-то затерявшейся баржи не значился. Хотя, надо думать, наткнись они на терпящих бедствие, помощь им была бы, безусловно, оказана, но судьба четверки могла быть совсем иной...
20 января знаменитая «семёрка» С. П. Королева успешно прошла испытания и была принята на вооружение. В тот же день, так же успешно, прошел медицинские испытания будущий первый космонавт планеты...
Для экипажа баржи нескончаемой чередой мучительно тянулись дни дрейфа. За весь февраль они съели около пяти килограммов картошки на машинном масле да выпили по половине кружки ржавой воды из системы охлаждения двигателя. Через месяц баржу вынесло в тёплое течение, она оттаяла и дала течь. За бортом появились акулы, как будто чувствуя, что люди обречены. Однако те не сдавались и боролись за жизнь. Они поддерживали друг друга, покуда были силы, рассказывали о своей жизни, родных, оставшихся на родине друзьях и любимых. И верили, верили в спасение!
Оставшийся картофель ребята сначала делили по одному клубню на человека в день, затем по половинке, а потом - один клубень на четверых. Оставшуюся последнюю картофелину солдаты решили было съесть 23 февраля, в день Советской Армии, но потом оставили на 24 число, отметив свой праздник глотком ржавой воды.
Оставался ещё кожаный ремень, который порезали лапшой, да кожаные части кирзовых сапог, которые вываривали в морской воде. Когда закончилось и это, пришла очередь гармошке, по которой очень горевал Филипп Поплавский, заядлый гармонист! Потом уже в ход пошли мыло, зубная паста, какой-то столярный клей - в общем, все, что только могло помочь продержаться день-другой. Знали, верили, что их найдут, ведь кто-то же должен был их искать!
На 45-е сутки пленники океана впервые увидели проходящее далеко на горизонте судно. Несмотря на подаваемые сигналы, на нём не заметили крохотное судёнышко. Но это было добрым знаком - раз появилось одно судно, значит, будут и другие. Но прошедший мимо второй корабль также не заметил полуживых людей на полузатопленной барже.
СПАСЕНИЕ
На 49-е сутки дрейфа, когда отчаявшиеся люди, не евшие уже 12 суток, решили написать прощальное письмо, они услышали шум винтов вертолета. Из последних сил выползли на палубу баржи.
Вертолет был из американского авианосца «Кирсаж», который возвращался из Японии домой. Пилот доложил командиру корабля, что обнаружил неуправляемое судно с четырьмя людьми на палубе. Они одеты в советскую форму и, по-видимому, терпят бедствие. Командир корабля доложил о случившемся на базу и, получив разрешение, сменил курс. Когда авианосец почти вплотную подошел к барже и командир на ломаном русском языке предложил помощь, четверка полуживых, измученных людей ответила отказом. Они восприняли это как попытку захватить их в плен, вынудить нарушить присягу и сдаться врагу. Но русские не сдаются! С большим трудом американцам удалось убедить советских солдат, что на их свободу никто не посягает и что на борту корабля - друзья.
Старший экипажа Асхат Зиганшин решил первым подняться на палубу авианосца, хотя и переживал за вверенное ему армейское имущество - баржу. Он боялся, что ее захватят и доставят на американскую военную базу.
Когда солдат подняли на борт корабля, их в первую очередь накормили. Но молодые люди не набросились на еду и питье. Они ели аккуратно и понемногу, а кружку с водой, сделав глоток, передавали по кругу. Несмотря на страшное истощение, солдаты держались стойко, хотя от слабости не могли даже сами побриться. Корабельные врачи определили, что жить людям оставалось не более суток. Желудков у парней практически не осталось, и, съешь они хоть немного больше, «эта дата, 7 марта 1960 года, была бы написана на их могилах», как сказал один из судовых врачей. Матросы авианосца оказывали русским солдатам всяческое внимание, старались приободрить их и заверить, что самое страшное уже позади. Заботами врачей, да и всего экипажа молодые люди быстро восстанавливали форму и уже через неделю могли передвигаться самостоятельно. На борту авианосца была организована пресс-конференция, на которую советских журналистов не пригласили. Перед началом встречи переводчик от имени правительства США передал предложение предоставить солдатам политическое убежище, так как они добровольно оказались у потенциального противника и им может грозить опасность. Однако все четверо заявили, что не боятся возвращения на Родину и ждут этого с нетерпением.
Журналисты, прилетевшие на вертолетах из разных стран, удивлялись: как эти русские парни не сошли с ума, не потеряли человеческого облика, не вцепились друг другу в глотки за последний кусок хлеба и глоток воды, не выбросили друг друга за борт, не съели друг друга. Солдаты были немногословны и просто отвечали, что они - советские люди, граждане страны, где каждый человек - человеку друг, товарищ и брат. После окончания пресс-конференции журналисты передрались за право сфотографироваться рядом с героями.
На следующий день четверку принимали в Советском консульстве, где зачитали телеграмму от Н. С. Хрущева, который сердечно благодарил солдат за их героическое поведение за все время нахождения баржи в дрейфе и находясь в гостях у своих спасителей. Об их подвиге написали газеты, в том числе и главная газета страны - «Правда».
Америка всю неделю чествовала героев, отмечая, что, окажись в подобной ситуации другие, они бы безусловно погибли, мэр города Сан-Франциско вручил четверке отважных символический золотой ключ от города. Государственный секретарь США Р. Никсон заявил, что потепление в отношениях обеих сверхдержав получило новый импульс. В скобках заметим, что подобные заявления высокопоставленных чиновников США, звучавшие неоднократно, не помешали им в дальнейшем проводить недружественную политику в отношении Советского Союза, подтверждением чему служит полет самолета-шпиона У-2 над нашей территорией уже через полтора месяца после описываемых событий, 1 мая 1960 года, который был сбит советской ракетой над Свердловском.
Когда корабль, на котором советские солдаты покидали американскую землю, проходил мимо стоящего в заливе авианосца «Кирсаж», вся его команда выстроилась на верхней палубе, с почестями провожая героев на Родину, простые солдаты двух сверхдержав, готовые по приказу уничтожить друг друга в ядерной бойне, понимали все и друг друга без слов...
Отважных узников океана Родина чествовала как героев, с мужеством и человеческим достоинством преодолевших выпавшие на их долю испытания и вышедших победителями не только океанской стихии, но и неких высших политических водоворотов. Они были награждены орденами Красной Звезды и направлены дослуживать свой срок в родную часть на Курилы. Однако выходить в океан им больше не пришлось, поскольку отважные солдаты были частыми и желанными гостями в школах, на предприятиях, в институтах и воинских частях. На их примере учили любить Родину, мужественно переносить все выпавшие испытания и никогда не поддаваться отчаянию. После выхода в свет фильма «49 дней» слава знаменитой четверки возросла еще больше. На что уж строги были блюстители порядка и нравственности на танцплощадках, но, когда звучало «Зиганшин - буги, Зиганшин - рок, Зиганшин ест второй сапог», они делали вид, что ничего крамольного не происходит.
Так продолжалось до апреля 1961 года, когда в космос полетел первый человек и вся вселенская слава перекатилась на него. На орбиту Юрия Гагарина вынесла все та же королевская «семерка», которая чуть было не поставила точку в судьбе и жизни наших героев.
50 лет минуло с тех героических дней, когда вся огромная страна знала и скандировала имена героев океана, когда матери называли своих детей их именами, а мальчишки бредили морями и океанами, мечтая о подвигах, доблести и славе, - о том, о чем не думала и даже не догадывалась четверка отважных парней, верных присяге и исполняя свой солдатский долг.
Григорий Варлавин.