В гармонии с собой и миром
Тамара КоркинаСейчас очерки о людях писать трудно. Не потому, что род людской измельчал и не вдохновляет. Просто критерии в оценке личности размылись, не знаешь, что читателя зацепит, а что оставит равнодушным. Скажи я сейчас, что мой герой Николай Георгиевич Наумов был председателем городской Думы второго созыва, многие сразу же отмахнутся: «Ой, да знаем мы этих депутатов…» И правда ведь, знаем, телевизор живописует деяния некоторых слуг народа каждый день.
Понятно, что наши исторические кувырки ни памяти, ни благодарным чувствам не способствуют. К тому же нет пророка в своем Отечестве… И все же я рискну написать о человеке, прожившем на свете 80 лет и большую часть из них посвятившем труду на благо нашего края и города. Звучит немного пафосно, но это так и есть.
Трудные километры детства
и отрочества
В своей предельно лаконичной автобиографии, на страничку, Николай Георгиевич пишет: родился в селе Жердево Орловской области, в крестьянской семье. И вдруг переходит к таким подробностям: начальная школа, где учился, была в родном селе, а вот семилетняя — в девяти километрах от дома. Средняя и того дальше — в двадцати.
Нетрудно представить, каких сил требовал от юного человека каждый день поход за знаниями, какие тонны грязи были им перемешаны и какое упорство воспитали в парнишке эти длинные и трудные километры.
Вхождение
в профессию
А привели они его, сельского мальчишку из простой семьи, ни много ни мало — в Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Успешно закончив его, Николай Георгиевич как серьезный и надежный человек получил распределение в подсобное хозяйство КГБ, расположенное в Кисловодске.
Для многих это был бы предел мечтаний: крутая крыша, хорошая зарплата, разнообразные дешевые продукты. А у Наумова другие думки, тревожные и беспокойные: как инженер-электрик он не развивается, профессиональные навыки не совершенствует – не позволяет малый масштаб подсобного хозяйства. Но думки думками, а репутация его как думающего специалиста и хорошего организатора росла. Николаю Георгиевичу предложили баллотироваться кандидатом в депутаты Кисловодского городского Совета. Тоже неплохой поворот в молодой жизни. Но тут ему предложили должность главного инженера управления «Водосвет» в Железноводске и Ессентуках. Николай Георгиевич принял его без колебаний, хотя и зарплата была вдвое меньше, и от продуктового изобилия уходил, и многое надо было начинать сначала. Даже этот небольшой отрезок трудового пути моего героя заставляет задуматься: что им двигало в его поисках и действиях? Амбиции, честность перед самим собой, ощущение собственной силы или стремление жить по-крупному, преодолевая безусловно умаляющие душу соблазны? Наверное, все вместе.
Курортный сезон
Только начал Николай Георгиевич разворачиваться в профессии, как ему «засветило» избрание секретарем Ессентукского горкома партии. Аргументы, что я, мол, технарь, люблю свою работу, какой из меня секретарь, силы не возымели. Его пригласили в крайком партии.
— Вхожу — сидят Федор Давыдович Кулаков и еще три секретаря. Начинаю — я инженер-энергетик, какой из меня секретарь?
«Ничего, — говорит Кулаков, — через десять лет еще будешь первым секретарем крайкома». Я засмеялся, Федор Давыдович тоже улыбнулся: «Я бы тоже десять лет назад засмеялся. Иди работай». Партия умела подбирать кадры, если на кого глаз положила – человеку ничего кроме как работать не остается. Николай Георгиевич и пошел: сначала секретарь горкома партии, через год – председатель Ессентукского горисполкома.
Будучи по натуре хозяйственником, человеком, измеряющим работу конкретными делами, Николай Георгиевич первой проблемой обозначил разработку и утверждение генерального плана развития города-курорта. На целых 25 лет! За три года при Наумове в Ессентуках были построены объездная дорога вокруг города из Пятигорска в Кисловодск, санатории им. Калинина и «Россия», в это же время начал застраиваться новый жилой район «Долина роз».
Тогда же в городе было построено городское озеро. Оно в памяти Николая Георгиевича имеет особую отметку: выговор Совета Министров РСФСР за нецелевое расходование средств, выделенных на благоустройство Ессентуков. Выговор Николай Георгиевич пережил, можно сказать, до сих пор с ним живет, а озеро радует людей и поныне…
Опять генплан
и новостройки
В Ставрополь Николай Георгиевич приехал в 1966 году, в возрасте 35 лет. За плечами был не только опыт руководства курортным городом, но и Высшая партийная школа. Потому сразу стал работать в горисполкоме, сначала заместителем, а затем и председателем. С чего начал свое руководство краевым центром? Конечно же, с разработки генерального плана развития и реконструкции краевого центра.
— Я и сейчас с удовлетворением вспоминаю, что нам удалось привлечь самые сильные проектные организации страны. Основным разработчиком генплана был московский «Гипрогор», к нему подключились проектировщики из Киева, Ленинграда. Плюс лучшие специалисты из ставропольских проектных институтов. Генплан был сделан настолько грамотно, квалифицированно, с учетом самых современных научных тенденций, что работал до 2010 года и до сегодняшнего дня ни один специалист не заявил, что были допущены какие-то ошибки. По генеральному плану застраивалась юго-западная часть города, вырастали промышленные предприятия в северо-западной — заводы «Нептун», автоприцепов, «Анилин», мебельный комбинат. Здесь планировалось сроительство профтехучилищ, общежитий для заводов, то есть речь шла о временном проживании людей. Жилые дома стали возводиться потом, вопреки генплану.
Эпоха правления Наумова отмечена строительством объездных дорог вокруг Ставрополя, гостиницы «Турист», цирка, плавательного бассейна.
— Мы все делали для людей, для наших детей и внуков, — предается ностальгическим воспоминаниям Николай Георгиевич. — И сейчас в памяти в деталях — как строили плавательный бассейн, как пускали его, как радовались, что теперь весь город может им пользоваться. Такое было ликование! Я ленточку разрезал — волновался и радовался,
как мальчишка.
И еще к одному объекту в городе Николай Георгиевич относится трепетно, с огромным нравственным удовлетворением: к мемориалу «Огонь Вечной славы» на Комсомольской горке, сооруженному в 1967 году.
А в 1971 году Николай Георгиевич стал начальником управления жизненно важной для всех хлебопекарной промышленности. И здесь проявился твердый наумовский почерк. За 16 лет только в Ставрополе были построены хлебобулочный комбинат на Краснофлотской, общежитие, реконструированы и переоснащены хлебозаводы № 1 и 3. Плюс крупнейшие комбинаты в Георгиевске, Пятигорске, Изобильном, Буденновске — да по всему краю.
Другое время - другие задачи
В трудовой биографии Наумова есть абсолютно уникальный штрих. Передав в 1971 году руль управления городом в другие руки, Николай Георгиевич снова взялся за него спустя 25 лет, в 1996 году, когда был избран председателем городской Думы. Причем пришел он в тот же самый кабинет, который покинул четверть века назад.
Это было уже совсем другое время, с политическими борениями, с напористостью демократов, с разрушенными идеалами и экономикой. Хоть Наумов в Думе был в политическом меньшинстве — среди семи депутатов-коммунистов, председателем его все же избрали. Такого громадного хозяйственного и управленческого опыта не было ни у кого. Теперь перед Николаем Георгиевичем стояли совсем другие задачи — сохранить то, что так активно строил в прежние годы: детские сады, социальную сферу.
В шестидесятые годы Наумов стоял у истоков рождения в Ставрополе троллейбусного перевозчика. Сейчас Николай Георгиевич с удовольствием вспоминает, как пригласил в город Анатолия Рогожникова. Выбор был точный, Анатолий Антонович строил и потом долго руководил этим предприятием. А в девяностых троллейбус стал хиреть, капитализм, по понятиям того времени, не предполагал муниципальный транспорт. Городская Дума во главе с Наумовым стала настойчиво добиваться закупки новых троллейбусов. Когда пришел первый из десяти, то, посчитав его детищем Наумова, коллектив троллейбусного парка дал ему имя «Наумовец». Так и ходил электроперевозчик с таким именем, напоминая о человеке, который так порадел для блага горожан.
Во саду ли
в огороде
Готовя материал, я побывала у Николая Георгиевича в гостях. И до сих пор нахожусь под впечатлением от гармоничного устройства жизни Наумовых. Оно - в полном ладу между супругами, их взаимоотношении с природой, с родником, который протекает по усадьбе, с огородом, на котором вяжутся огурцы, растет картошка и цветут многочисленные цветы. Напросившись на экскурсию по усадьбе, удивилась подступившему ко двору тенистому лесу, маленькому бассейну с родником, пышущему довольством огороду. Николай Георгиевич то и дело уточняет: это я сам сделал, это я сам проложил, свет сам провел… И Николай Георгиевич, и Галина Александровна — великие труженики, потому и живут в красоте и благоустроенности. Многочисленные петуньи, украшающие двор, террасу, Галина Александровна вырастила сама — «сеяла в феврале». И вообще - «Кручусь весь день, с раннего утра до позднего вечера». Зато на столе все свое, начиная с огурцов и заканчивая многочисленными банками с вареньем.
Мы пили на террасе чай, Галина Александровна читала свои стихи и пела песни собственного сочинения. «Вот, родной, и снова чтим твой юбилей.Мы друг друга любим с каждым днем сильнее. Нас посеребрили прошлые года. Только не стареет никогда душа».
Как должен жить человек, чтобы вот так встречать свое восьмидесятилетие? Наверное, преданно — прежде всего себе, семье, времени, делу, большой и малой Родине. Крепкий, надежный, ответственный — Николай Георгиевич так и жил. Наверное, об этом и многом другом будут говорить в праздничный вечер родные и друзья юбиляра. Дочери, а их у Николая Георгиевича четверо, внуки, гости из Ессентуков, Кисловодска, Новопавловска, Воронежа и других городов, а также — посланцы хлебопекарной промышленности.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.