В круглосуточном дозоре

Валерий Манин
Хмурое утро поздней осени. Уставшее за лето солнце с трудом борется с низкими облаками, из которых время от времени сыплется противный мелкий дождь. Но он не смущает около сотни крепких парней, одетых в форму сотрудников ГАИ, застывших в строю. Люди ведь привыкли работать и не в таких условиях... Громкие, внятные команды, спокойные, деловые указания, дополнительные напоминания о специальных на этот день заданиях, четкая реакция на сказанное ­ и вот уже рассыпавшийся строй рассредоточивается по автомобилям, которые отправляются по своим маршрутам. Так буднично и по­деловому завершается очередной развод в Отдельном батальоне дорожно­патрульной службы ГИБДД ГУВД Ставропольского края.
 

­ А за этой будничностью и кажущейся рутинностью, ­ говорит командир батальона подполковник Петр Захаров, ­ скрывается, поверьте мне на слово, высокий профессионализм инспекторов. Никакой позы, никаких внешних эффектов, работы на публику – все отработано до мелочей и подчинено одной цели – обеспечению порядка на дорогах.­ Но тем не менее аварийность в крае в целом и в самом Ставрополе растет…

­ К сожалению, вы правы. Печальная тенденция роста числа дорожно­транспортных происшествий, имеющая место в России, не миновала и наш край. И хотя эти показатели на Ставрополье несколько ниже среднереспубликанских, они нас не успокаивают. Да и как можно быть спокойным, зная, что только в краевом центре в этом году в автомобильных катастрофах погибли три десятка человек и более трех сотен получили ранения различной степени тяжести? Ну чем не фронтовые сводки?!­ А в чем причина постоянного роста ДТП? Ведь регулярно ужесточаются законы, определяющие серьезную ответственность за нарушения на дорогах, совершенствуются правила дорожного движения, улучшается оснащение управлением движения и так далее. Вроде бы все направлено на сохранение жизни и здоровья граждан за пределами их жилищ. Ан, на тебе, происшествий и нарушений становится больше.

­ Причин этого много, и они достаточно сложны – целые институты по всему миру занимаются изучением проблем дорожного движения. Но, исходя из моего многолетнего опыта работы в ГИБДД, могу все­таки обозначить два­три основных фактора, влияющих на безопасность дорожного движения.

Первым и главным я бы назвал так называемый человеческий фактор. Ну не хотят участники дорожного движения понять, что из­за пренебрежения именно ими правил дорожного движения может оборваться чья­то жизнь, навеки искалечиться чья­то судьба. О чем думает водитель, садясь за руль в нетрезвом состоянии? Пронесет? Да не проносит! В семь раз возросло за год число ДТП, совершенных пьяными шоферами.

А сколько бед приносят лихачи! Только из­за превышения скорости водителями в этом году произошло 34 аварии. Ну ладно, обладание мощной машиной иногда само по себе опьяняет, и не очень умный человек поддается этому опьянению. А чем объяснить регулярные нарушения правил дорожного движения пешеходами? Только их вопиющей недисциплинированностью! А чем это оборачивается? Трагедиями. Только по вине пешеходов в этом году погибли 16 человек! Вдумайтесь, потому, что кто­то рванулся на красный свет светофора или решил перебежать дорогу в стороне от пешеходного перехода, и оборвалась чья­то жизнь!

Второй, можно условно назвать, объективной причиной роста ДТП я считаю несоответствие наших дорог даже элементарным требованиям безопасности. Да мы все и сами видим, что транспорт идет почти сплошной стеной. Пропускная способность городских улиц уже давно исчерпана. Рост числа транспортных средств намного опережает развитие магистралей. Да и сами дороги, мягко говоря, небезопасны. Количество ям, колдобин и прочих разрушений полотна зачастую превышает пригодную для проезда часть трасс. Все это не способствует повышению безопасности при передвижении по улицам и дорогам.

И третьей причиной, «портящей показатели безопасности дорожного движения», можно считать улучшение работы наших инспекторов. Они стали жестче относиться к нарушителям, обращают внимание на то, что еще пару лет назад проходило мимо их внимания. Например, ежедневно только нашими работниками составляется более полусотни протоколов за нарушения ПДД пешеходами. Да, скажем, в 2000 году никто бы и связываться не стал с пешеходом – пока составишь протокол, такого наслушаешься в свой адрес, да потом еще и штраф возьмешь не без проблем, ведь влияния на пешехода у инспектора гораздо меньше, чем на водителя.­ Но, согласитесь, и ваши ребята дают повод для недовольства.

­ Соглашусь с большими оговорками. Конечно, и у нас, как и во всех социальных сферах, есть нарушители законности. Но, в отличие от других, мы с ними ведем борьбу не на жизнь, а на смерть. От злостных нарушителей избавляемся, несмотря на их былые заслуги. Однако, подчеркиваю, таких считанные единицы. Большинство же составляют честные, квалифицированные работники, готовые при необходимости рисковать своей жизнью ради спасения жизни других. Ежегодно десятки милиционеров получают государственные награды за свои подвиги.

Да я по памяти могу назвать несколько случаев исполнения моими подчиненными своего служебного долга. Вот, скажем, Алексей Коваленко. Будучи в отпуске, ставил на автостоянку личную машину. Увидел драку. Кто­то прошел бы мимо или, в крайнем случае, позвонил в милицию. А Коваленко, увидев, что один из хулиганов вытащил нож, попытался его остановить. Но пьяный хулиган ударил ножом Алексея. Однако это не остановило сотрудника милиции, который, будучи раненым, продолжил преследование преступника и с помощью подоспевшего соседа обезоружил и задержал хулигана. Подчеркиваю, таких случаев немало.

И сегодня, в праздничный день, от всего сердца я поздравляю с Днем милиции всех стражей порядка, вне зависимости от места их службы, и, в первую очередь, своих коллег, работников безопасности дорожного движения. И пусть в их работе как можно меньше случается нештатных ситуаций!



Последние новости

Все новости

Объявление