В первую очередь прятали книги и красные флаги
Ольга Метёлкина69 лет назад в Ворошиловск вошли оккупанты
Каждый год 3 августа наш город вспоминает события 1942 года. 69 лет назад в Ворошиловск вошли оккупационные войска фашистской Германии. Такие даты не отмечают, они сами напоминают о себе.
Для многих наших соотечественников сам факт пребывания на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны впоследствии стал непреодолимым препятствием для нормальной жизни. При приёме в училище, вуз или на работу нужно было держать ответ: был ли ты в оккупации и чем занимался в это время. Честный ответ на этот вопрос многим изменил биографию.
Очень трудно, но я пытаюсь представить, каким был день 3 августа 1942 года по обрывочным воспоминаниям очевидцев, многие из которых были ещё детьми. Ворошиловск по сегодняшним меркам был небольшим — менее ста тысяч населения. Несмотря на городской статус, уклад жизни больше соответствовал сельскому. Во многих частных дворах держали разную живность: по утрам вместо будильника хозяев поднимали своими криками горластые петухи, по дорогам, не знавшим асфальта, на которых редкостью был автомобиль, гуляли непуганые куры, на лужайках паслись козы. В черте города было несколько колхозов, МТС.
Война, которая шла уже второй год, изменила привычный уклад жизни. Вместо ушедших на фронт мужчин все заботы взяли на себя женщины, приходилось много работать не только им, но и подросткам и даже детям. О войне постоянно напоминали сообщения Совинформбюро. Не в каждом доме были репродукторы, поэтому новости слушали возле уличных громкоговорителей — металлических «колокольчиков», установленных на столбах в наиболее популярных в городе местах. О том, что идет война, не давали забывать письма с фронта, которых ждали практически в каждой семье, и похоронки, о которых боялись думать.
Август был жарким. Это сейчас мы говорим о температурных аномалиях, но, поверьте, наши ставропольские предки страдали от жары ничуть не меньше. В середине прошлого века город был в основном одноэтажным. Дома утопали в зелени. Деревья давали густую тень и прохладу в самые жаркие дни.
Один из таких домиков, к которому примыкал огромный вишнёвый сад и такой же большой огород, находился на сегодняшней улице Мира, недалеко от 6-й школы. Во время Великой Отечественной войны здесь вместе с бабушкой жила Маргарита Андреевна Воронина. Маленькой девочкой она хорошо запомнила, как в город пришли оккупанты. О том, что враг близко, говорили все вокруг. Слухи ходили разные. Люди надеялись, что наши войска развернут фашистов у Ростова и Ворошиловск не пострадает. Но с каждым днём надежды на чудо оставалось всё меньше.
Маргарита Андреевна хорошо запомнила день, когда немцы заходили в Ворошиловск.
– У нас было очень много книг, - рассказывает она. - А все говорили, что немцы могут расстрелять не только за сочинения Ленина и Сталина, а даже за Гоголя. Бабушка, что смогла, спрятала на чердак, а остальное сожгла в русской печке. Ещё у нас было два портрета: Ленина и Сталина. Это мой дядя рисовал. Не знаю, куда бабушка их дела: спрятала или сожгла. Ещё был у нас красный флаг, который по праздникам вывешивали на доме. Его бабушка сняла с древка и тоже спрятала. Потом, когда немцы пришли в наш дом, всё обшарили, поднялись на чердак и даже дали очередь на всякий случай — вдруг за ненужными вещами партизаны прячутся. Было страшно оттого, что в доме так бесцеремонно хозяйничают чужие люди.
Маленькая Маргарита понимала, что это враги, с приходом которых привычная жизнь сильно изменилась. Семья и раньше не знала роскоши, а с началом войны основной стала забота о пропитании. С приходом в город оккупантов стало еще хуже. Бабушке удалось спрятать от них свинью Катьку, мясо и сало которой потом здорово выручило их с внучкой. На базаре меняли вещи на хлеб и картошку. Особенно жалко Маргарите было красивый сервиз, который бабушка тоже отнесла на базар. В лесу собирали грибы, боярышник, шиповник.
Оккупация Ворошиловска продлилась полгода, но для тех, кто ее пережил, это время навсегда осталось в памяти.
Фото автора.