В сердце Балкарии
Юрий КузьминыхПамять избирательна. Многое из пережитого безвозвратно уходит из сознания. Лишь отдельные фрагменты однажды случившегося навсегда остаются в глубине души.
Сольются воедино пятый и тринадцатый мартовские дни, трудно будет припомнить, какой из дней был теплее и когда ярче сверкали снега горных вершин к югу от Верхнебалкарской котловины. Но что-то станет сокровенным, тем, что мысленно возвратит на Центральный Кавказ в раннюю весну шестнадцатого года.
Может статься, это будет нежная веточка распустившейся вербы над черекским обрывом, а возможно, беснующаяся на перекатах изумрудная красавица река, не исключено, что перед глазами возникнет пропасть, за многосотметровые скальные вертикали которой цепляются вечные странники-тучки, и уж наверняка - родовая башня Амирхановых, подобная гигантской свече на гранитном пьедестале над развалинами средневекового аула Шканты…
У большинства жителей нашей необъятной Родины название реки Черек ассоциируется со знаменитым Церик-Кёль, или Голубым озером, экскурсии на которое были популярны ещё в советские времена. До недавнего времени ущелье, по которому пролегает наш маршрут, называлось Балкарским. В работе «Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века» Л. Лавров писал, что по преданию р. Восточный Черек считается «первоначальным местом поселения балкарцев. Он и его население издавна у балкарцев носит имя Малкъар…» На пути от голубой жемчужины до «сердца» горного народа – селения Верхняя Балкария главной достопримечательностью является Черекская теснина. В этом месте склоны Скалистого хребта суживаются, образуя «горло», разрезанное шумным голубым красавцем, шумящем в глубочайшей пропасти.
В настоящее время параллельно теснине в горах пробит автомобильный туннель, а в далеком 1883 г. сход Балкарского общества постановил на свои средства построить над Череком колесную дорогу.
28 июня 1887 г. после личного распоряжения императора Александра III доверенные лица А. Абаев, Г. Кюйгенов и У. Темукуев приступили к строительству. За 40 тысяч рублей серебром собственных средств был нанят подрядчик – владикавказский купец Харлампий Муратандов. Помимо собранных средств каждая семья Балкарского общества предоставляла рабочую силу на возведение дороги. Правительство Российской империи на проведение взрывных работ безвозмездно выделило 1293 пуда (21 180 кг) пороха.
Торжественная сдача колесной дороги в эксплуатацию состоялась 18 июня 1893 г. в присутствии начальника Терской области Семёна Каханова, начальника Нальчикского округа Дмитрия Вырубова, старшины Балкарского общества Азнора Айдаболова, жителей и гостей…
Покинув уютный салон автобуса, шагаем вдоль пропасти по дороге, имеющей за плечами более чем столетнюю историю. А внизу кричит-ревет буйный Черек. Прекрасно написал о суровом очаровании теснины Сергей Анисимов: «В пейзаже Балкарского ущелья увлекает полная насыщенность зеленого, розового и лазурного цветов. Карниз дороги дает местами очень острое ощущение высоты: скалы с одной стороны падают в бездонную пропасть, а с другой – стены ущелья поднимаются отвесно к небу или местами даже нависают в виде полутоннелей. Совершенно поражает также и толща пластов этих юрских пород, падающих под углом 35–45 градусов на северо-восток. В этих пластах чередуются известняки, сланцы и песчаники, а в более глубоких слоях обнажаются доломиты. Черек прорезал в этих пластах свое русло точно пилой, и в глубине этого разреза можно видеть еще более древние кристаллические породы в виде серого кавказского гранита, отшлифованного водами реки. Помимо этих зрительных впечатлений здесь очень остры и слуховые: рев и шум воды прямо оглушают».
За тесниной серая лента асфальта стелется по Балкарской котловине, ограниченной с севера куэстой Скалистого хребта, над которым кружатся в хороводе белоснежные странники-тучки. Здешние края – настоящий музей под открытым небом, удивляющий мощью и величием сохранившихся следов былых поселений.
Обратимся к «Археологическим разведкам на Кавказе», опубликованным собирателем древних рукописей Авраамом Фирковичем: «В Балкарском ущелье и на горе того же имени взор путешественника поражается множеством башен, в недальнем расстоянии одна от другой построенных и образующих как бы одну обширную крепость. Древнейшие из них построены на едва доступных скалах, другая на равнине и в средине самого аула, высотою в четыре, пять, шесть, одна даже в семь этажей; основание их занимает от 4 до 5 квадратных саженей; кладка стен одна из самых прочных, шириною в нижнем этаже в сажень (2, 13 м. – Ю.К.) и более. Это прекрасное ущелье, как видно, было предметом зависти соседей и часто подвергалось нападениям, что. Вероятно, и было причиной сооружения такого множества башен. В настоящее же время, когда подобная опасность миновала, башни совершенно опустели и приходят в упадок. Постройку новейших из них относят к XVI и XVII столетиям…»
Прошедшие с момента написания (1858) этих записок полтора века внесли свою лепту во внешний облик средневековых селений, на месте которых располагается современная Верхняя Балкария.
От гостиного двора «Караван», что на южной окраине селения, до экзотической постройки минут двадцать неспешного подъёма, ведущего улицами ушедшего в лету селения, селения, что в одночасье разрушила безжалостная рука, не пощадившая неимоверный труд стольких поколений. Минуты подъёма – время размышлений…
Отличительной особенностью сложенной из тесаного камня на известковом растворе башни является то обстоятельство, что сооружена она на громадном скальном обломке высотой более пяти метров. С южной стороны на скале-фундаменте можно рассмотреть два лика – мужской и женский. Что это – игра воображения или?..
В плане Амирхан-Кала, как иначе зовут диво, прямоугольная: длиной 5,65 м, шириной 1,65 м (размеры внутренние); кверху сужается до размеров 5,3 и 1,5 м соответственно. Толщина стен в основании восемьдесят сантиметров, вверху 0,5 м. Высота их неодинакова в силу покатости скальной поверхности. Северо-восточный угол башни достигает отметки в 3,95 м. Высота противоположной стороны – 5,65 м. В северо-восточной стене на уровне 0,4 м пробита дверь размерами 0,7 м х 1,6 м. Изнутри дверь шире – 0,9 м. В юго-западной стене на высоте 1,3 м находится окно высотой 0,55 м и шириной 0,4 м. В юго-восточной – на высоте 2,5 м имеется бойница. Вероятно, башня была двухэтажной: в небольших нишах на боковых длинных стенах на высоте 1,8 м укреплялись балки межэтажного перекрытия.
Из правобережного средневекового аула Шканты открывается вид на противолежащий склон котловины, где некогда цвели сады Кюннюма, а ныне уныло смотрят ввысь каменные остовы жилищ абаевской вотчины, о былом величие которой напоминает гордый силуэт пятиэтажной башни…
Обратив взор на юг, от подножия родовой реликвии Абаевых замечаем на скалистом гребне крепостную стену с обращенными на север бойницами. С той стороны мог появиться враг. Местные жители не преминут рассказать вам о нашествии Тамерлана, но история свидетельствует об ином. Карча-Кала была построена уже после вторжения в Балкарию железного хромца и датируется XV–XVI столетиями.
В те далёкие времена от подножия скального мыса слившаяся воедино с природным камнем крепость выглядела неприступной. Вопрос проникновения в военную твердыню волнует и нас в день сегодняшний. Прижимаясь к скалам, по очень крутому склону, на осыпях которого смог закрепиться лишь стланик-можжевельник, пытаемся «штурмовать» цитадель слева.
Попытка оказывается неудачной. Поднявшись выше Карча-Калы, с высоты птичьего полёта «заглядываем» внутрь крепости и наслаждаемся величием природных ландшафтов.
Пройти внутрь крепостной башни оказывается возможным только справа. Открывающийся вид потрясающ!
Облака и бездонность неба. Суровость гор и облака. Облака и ветер времени…