В Ставрополе появилась лаборатория сна
Лариса ДенежнаяПервый сомнологический кабинет открылся на базе больницы скорой медицинской помощи (бывшей четвертой) г. Ставрополя.
«Как вы спите?» - этим вопросом доктор Александр Фаянс встречает всех, кто переступает порог его кабинета. Вопрос этот не праздный. Сон и здоровье напрямую взаимосвязаны.
Есть такое выражение: одну треть своей жизни человек спит, а в остальные две трети — мечтает выспаться. Об этом, казалось бы, естественном как воздух состоянии Александр Аркадьевич знает если не все, то почти все. И, как никто другой, знает, что сладко спят не все. Для некоторых ночь становится испытанием. И во сне мы не только выздоравливаем, но и болеем. Лаборатория сна исследует заболевания, которые сопровождают человека в ночное время. А это болезни остановки дыхания, храп, бессонница, синдром беспокойных ног и прочие.
По словам А. Фаянса, до 7-8 процентов жителей края имеют те или иные расстройства сна.
А у каждого второго из ста, госпитализированных в больницу скорой помощи, как показало исследование, ночью наблюдаются остановки дыхания. Распространенность этой проблемы и отсутствие в городе специализированной медицинской помощи и подтолкнуло руководство больницы к созданию сомнологического кабинета. Два года ушло на подготовку его открытия. Закупили современное оборудование. Доктор Александр Фаянс прошел обучение в лаборатории сна знаменитого санатория «Барвиха» — структурного подразделения медицинского центра Управления делами президента РФ.
Храп не такой уж безобидный
Далеко не всем известно, что пресловутый храп – не просто звуковой феномен. Он может быть индикатором и предвестником серьезных заболеваний. О них любой пациент может узнать, переступив порог сомнологического кабинета. В глаза сразу бросается плакат с надписями: «храп и ожирение», «храп и аритмия», «храп и гипертония»… А самые грозные союзники этого альянса – инсульты и инфаркты.
О связи храпа с проблемами дыхания сейчас можно услышать немало. А вот с ожирением... Поэтому я поспешила полюбопытствовать на этот счет.
– Во время храпа идет фрагментация сна, бывают частые пробуждения, - просвещает меня доктор.- Если сон нарушен, «выпадают» некоторые его фазы. Например, те, в которые вырабатывается гормон роста, участвующий в липидном обмене. При нехватке этого гормона нарушается процесс расщепления жиров. Впрочем, здесь двусторонняя связь. Как правило, почти все пациенты с ожирением страдают храпом. Поэтому первое, что мы рекомендуем больным, – снизить вес. Этот же совет дают и гипертоникам.
По словам А. Фаянса, Американская ассоциация кардиологов в качестве причин гипертонии поставила на четвертое место именно храп. Но, если обычный храп – не более чем шумовой эффект, который мешает близким, то осложненный - уже болезнь, грозящая остановкой дыхания во сне. У нее — малоизвестное название.
Есть такой диагноз: апноэ сна
До недавних пор о нем не ведали и пациенты доктора Фаянса. Диагноз был установлен больным после обследования – мониторирования ночного сна.
- Более пяти остановок дыхания за час считается уже патологией, - рассказывает Александр Аркадьевич. - А у наших пациентов их бывает до 400 - 600 за ночь.
Такая цифра кажется невероятной. Как и то, что общая продолжительность этих пауз в дыхании может достигать трех-четырех часов (!). Нужно сказать, что большая их часть для человека проходит незаметно. Но эти отклонения улавливает специальный прибор (кстати, весьма дорогостоящий) с чувствительными датчиками Даже кратковременные остановки, длящиеся доли секунд. Аппарат фиксирует не только количество дыхательных движений, эпизодов храпа, но и концентрацию кислорода в крови. Его снижение – результат именно этих остановок дыхания, когда близкие наблюдают периоды пугающей тишины, переходящей в громкий прерывистый храп.
Истории болезни пациентов сомнологического кабинета – схожие. То, что муж «не так дышит», а точнее, его дыхание замирает во сне, заметила жена П. Во время этих опасных пауз с храпом женщина будила мужа. Достаточно было ему перевернуться со спины на бок, дыхание восстанавливалось. Но остановки дыхания начали повторяться все чаще. Тревожась за мужа, женщина боялась уснуть: а вдруг очередная пауза в дыхании станет роковой? Узнав об открытии сомнологического кабинета, жена заставила П. обратиться к врачу. Диагностический скрининг на аппарате показал тяжелую форму апноэ сна – около сорока остановок дыхания за час. Стали разбираться в причинах. Провели еще ряд обследований. У пациента обнаружилось искривление носовой перегородки, отек носоглотки. П. предстоит этапное, причем комплексное, лечение, направленное на увеличение дыхательных просветов, в том числе хирургическое.
Другому пациенту потребуется исправлять и прикус зубов. На наше дыхание влияет немало факторов, которые доктор должен увидеть, чтобы назначить правильное лечение. В ход идет и арсенал из разных приспособлений, которые позволяют увеличить дыхательный просвет между корнем языка и задней частью глотки. Например, внутриротовые - специальные капы (их изготавливают по заказу стоматологи), подбородочные ремни, фиксирующие нижнюю челюсть. Последние помогают больному восстановить носовое дыхание. В тяжелых случаях применяют лечение положительным давлением — специальный аппарат улавливает во сне сужение дыхательного просвета и подает воздух под положительным давлением. Это предотвращает остановку дыхания. Человек комфортно спит. Эффект от применения такого метода чувствуется уже на третий день.
Когда сон - помеха
Но, если у одних пациентов проблема с нарушением сна ночью, у других — наоборот. Водителя маршрутки Д., например, стал брать сон измором в дневное время. И не где-нибудь, а за рулем. А это посерьезней любого другого случая, потому что под угрозой — не одна жизнь. Д. вовремя попал к доктору. Сейчас он проходит лечение. Теперь пациентам есть куда обратиться с различными проблемами сна, которые казались раньше не разрешимыми.
Если вы храпите или вас мучает бессонница, а то и наоборот - среди бела дня вы погружаетесь в сон, да еще в самые неподходящие для этого место и время. Если ночью у вас появились проблемы с дыханием - значит, вам пора посетить лабораторию сна.