Почему большинство взрослых тепло вспоминают детство и называют его «золотым». У каждого для этого, наверное, свои веские причины. Но есть и нечто общее для всех. Например, сказки. Добрые, волшебные, смешные, похожие на небылицы и почти реальные истории, которые оживали в детском воображении и становились частью нашей жизни.
Именно такие сказки, принадлежащие перу английского писателя Дональда Биссета, положила в основу постановки в Ставропольском краевом театре кукол режиссер из города Иванова Елена Иванова. Спектакль, которым открылся новый, 71-й сезон, называется «Про Тигров и Слонов». Его премьера состоялась 15 сентября на сцене гарнизонного Дома офицеров.
Героем, объединяющим всех действующих лиц, становится Актер (артист Игорь Огарков), который, оказавшись не у дел, разыгрывает целую серию мини-спектаклей с участием Сестры (артистка Мария Ефимищева) и Жены (артистка Лада Свиридова). Их партнерами в этой увлекательной игре выступают Тигрёнок, у которого пропали полоски, Муравей Томас, умеющий рычать, ироничная Миссис Фрогги , или попросту Лягушка, непоседливый Кузнечик Дэнди, мудрая Улитка Оливия, целое семейство Слонов и даже «нечто загадочное», оказавшееся Забытым Днём Рождения.
Считается, что маленькие дети без подготовки не способны воспринимать специфический английский юмор. Именно им пронизаны все сказки Д. Биссета. Однако по реакции зала на премьере спектакля не было заметно какого-либо недопонимания. Ребятишки пристально следили за приключениями выдуманных героев и заразительно смеялись над забавными ситуациями, в которые те попадали. Ну кому может прийти в голову, что муравей, забравшийся в буфет через замочную скважину, так объестся сахара, что застрянет и не сможет выбраться наружу?! Мы, конечно, уже знакомы с подобным примером, который описал другой англичанин Алан Милн в книжке о Винни Пухе, но растолстевший муравей – это же особый случай!
Создатели спектакля «Про Тигров и Слонов» необычно обыграли историю с Муравьем Томасом. Внимание зрительного зала буквально приковано к кухонному столу в центре сцены, где, как в театре теней, за светящимся экраном развиваются события: вот Томас забрался в банку с сахаром, вот он объелся и стал в три раза больше, а затем, следуя совету Актера, пытается сбросить лишние объемы с помощью гимнастических упражнений. «Мультик» вызывает у зрителей бурную реакцию: они и смеются, и одновременно сочувствуют сластёне-муравьишке, совершенно непосредственно выплёскивая свои эмоции.
Дети очень естественно воспринимают язык театральных условностей. У них не вызывает удивления, почему Забытый День Рождения - розовый и с глазками, а тем более – почему он плачет. Но это же так понятно – огорчиться из-за того, что про тебя забыли!..
На мой взгляд, спектакль получился очень добрым и созвучным писательскому замыслу. Для этого все его создатели приложили максимум усилий и творческого мастерства. Теплых слов заслуживают и режиссер
Е. Иванова, и все актеры (помимо уже представленных исполнителей, во втором составе заняты Андрей Белозеров, Любовь Щербакова и Светлана Гниденко), и художник Г. Солонина, и композитор В. Евдокимов. Финальные аплодисменты стали искренним выражением благодарности всему коллективу. Похоже, зрители уже полюбили Тигров и Слонов, «поселившихся» в театре кукол.