В условиях стабильной напряженности
Елена ПавловаСтабильность в межнациональных отношениях закончилась вместе с СССР. Вот уже полтора десятилетия в этих отношениях стабильна только напряженность. На Ставрополье благодаря его геополитическому положению это ощущается наиболее остро. Вот и на краевом семинаресовещании, что прошло под эгидой комитета по делам национальностей и казачества, обстановку в крае характеризовали как стабильно напряженную и стабильно сложную. Говорили, что напряженность протекает в скрытой форме, но не спадает. В обсуждении причин возникновения политического и религиозного экстремизма, возможностей противодействия этому явлению приняли участие представители краевого комитета по делам национальностей, спецслужб и правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций, администраций городов и районов, ученыеэтнополитики.
Состояние противостояния
Председатель краевого комитета по делам национальностей и казачества Василий Шнюков провел анализ этнических и социальных конфликтов, имевших место в последние несколько месяцев. Самый громкий, конечно, новоалександровский. Именно здесь заинтересованные лица использовали новый прием, активно пытаясь «перекрасить» социальный конфликт в этнический.
Это ноухау. Раньше все было с точностью до наоборот. От определения «конфликт на национальной почве» власть шарахалась как черт от ладана. Таким образом, любое противостояние или столкновение стабильно получало название бытового.
Даже если проходило под экстремистскими лозунгами.
Попытка перевести новоалександровские события на этнические рельсы было не чем иным, как стремлением увести виновных от ответственности. «Вечерка» очень подробно освещала весь ход событий после покушения на атамана Ханина и абсолютно солидарна с этим выводом.
Почему руководству района потребовалось обвинить в конфликте казаков? Потому что именно НижнеКубанский казачий отдел явился выразителем интересов жителей города, — говорит В. Шнюков. – И именно это пыталась скрыть от края и центральных СМИ администрация района. На митинге, который шел весь день после покушения на Ханина, казаки подчеркнули, что претензии к директору мясоконсервного комбината заключаются не в том, что он этнический грузин, а в том, что предприятие 10 лет грубо нарушает законодательство, отравляет природу, мешает людям нормально жить на своей земле, что на производстве на руководящих должностях действительно работают грузины и действует круговая порука – с целью сокрытия от людей правды о пороках производства и истоках финансовых манипуляций. А районная власть открыто поддерживала эту систему. Администрация игнорировала принцип, высказанный президентом В. Путиным в Послании Федеральному Собранию: «Институты гражданского общества должны стать реальным противовесом ошибкам органов власти и местного самоуправления»… Казачество готово было работать с органом власти, но не было услышано. Оно было вынуждено решать проблемы своими силами и потеряло своего лидера… Неужели мы и дальше будем решать жизненно важные проблемы ценой человеческих жертв?
Василий Владимирович особенно подчеркнул значимость осознания и понимания истоков случившегося в Новоалександровске, потому что вышеозначенное предприятие не являлось в крае единственным нарушителем природоохранного законодательства. Очень похожая ситуация с Георгиевским заводом по выделке кожи. Так же жалуется население, так же бьет тревогу казачество, и так же руководство предприятия козыряет положительными заключениями экологических экспертиз… Новоалександровский мясоконсервный завод при наличии озер с жидкими отходами и свалкой гниющих на территории шкур и костей тоже располагал многочисленными положительными заключениями, которые все до одного были опровергнуты правительственной комиссией. Отходы производства Буденновского «Ставролена», как подчеркнул докладчик, тоже стали проблемой для жизнедеятельности всего края. Этот перечень можно продолжать.
А вот конфликты, казалось бы, другого свойства. И казачество в них занимало стороннюю и замирительную для обеих конфликтующих сторон позицию, и тема конфликта вроде бы другая. А нечто общее всетаки есть…
Жаркими оказались последние зимние дни для милиции Курского района. Противостояние между даргинцами и армянами длилось с 23 февраля по 1 марта. Это была уже вторая вспышка за последние несколько месяцев. Только в декабре участниками массовой драки стало порядка сотни человек. 28 февраля их было вдвое больше… Четверо госпитализировано, один оказался в реанимации. Что роднит это столкновение с новоалександровскими событиями? И там, и там инициаторами были представители местных элит и так называемая «золотая молодежь» (детишки неких высокопоставленных лиц, уверовавших в собственную исключительность и недосягаемость, кои им якобы гарантированы родительскими связями и кошельком). Василий Владимирович Шнюков не склонен считать и эти столкновения в Курской этническими – это, говорит, конфликт между хулиганами, безнаказанно использующими мобилизационный ресурс этнических обществ.
Вот безнаказанность у нас в стране, а соответственно – в крае, все конфликты и роднит. И во многом провоцирует то состояние межнационального противостояния, в котором все мы пребываем.
Что делать?
Нужно критически подходить к попыткам объявлять этноконфликты первопричиной социальной нестабильности, — считает В. Шнюков, обращаясь, в первую очередь, к представителям администраций городов и районов. — Дело обстоит как раз наоборот: этноцентризм, этноэгоизм, этническая замкнутость возникают на почве неудовлетворительной работы органов власти и правоохранительных структур. Мы обязаны работать в любой напряженной обстановке, чего бы это ни стоило, обращать внимание на истоки межэтнического противостояния. Если мы промолчим, расплачиваться будут люди…
Умеренный негатив
А еще нам бы все выборы пережить… Потому что в этот период нарастает критическая масса, и ученые на 2007—2008 годы заранее прогнозировали усиление кризисного процесса – в том числе и в тонкой структуре межнациональных отношений. Поэтому все, кто так или иначе задействован в обеспечении безопасности, предупреждают: «Недопустимо окрашивать политические процессы в национальные тона». Такие «художества» чреваты далеко идущими последствиями.
И без этого есть факторы, работающие «на усиление». Их привел в своем выступлении заведующий лабораторией этнополитических проблем Северного Кавказа ЮЦ РАН профессор Виктор Авксентьев. Назвал и совсем новые: приход московского капитала, который работает на благо (укрепление страны) только до тех пор, пока не вступает в противодействие с интересами местных элит. Вторым кризисным фактором является внутренний раскол. В настоящее время мы видим бурное развитие АзовоЧерноморского региона и стагнацию соседствующих субъектов РФ. А планируемое создание мегаполисов, хоть и является способом скрепить страну, неизбежно приведет к падению значения других региональных центров.
Впрочем, особых катаклизмов на Кавказе учеными не прогнозируется – если их не случится в стране в целом. Хотя высокий уровень конфликтной готовности сохраняется. Что касается динамики развития ситуации, то специалисты ЮжноРоссийского центра РАН просчитали разные «сценарии»: от негативного до позитивного. И хотя полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак, по просьбе которого и проводились исследования, нацелен исключительно на позитив, развитие ситуации ближе пока к умеренно негативному сценарию.
Что это такое, мы ощущаем на себе. На данный момент продолжается отток коренного населения из восточных и северозападных районов края. Об этом говорил в своем выступлении заместитель начальника Управления ФСБ по Ставропольскому краю Юрий Скворцов.
Прогноз не радует. Обстановка будет осложняться. Неэффективная национальная и миграционная политика может привести к значительному изменению этнонационального состава края, переделу земель, ужесточению борьбы за право пользования углеводородными ресурсами и т.д. А попытки защитить свои духовные и культурные интересы будут преподноситься как проявление ксенофобии представителей титульной нации к менее многочисленным этносам.
Хотелось бы усомниться в верности этого прогноза, но не очень получается. По той причине, что это уже происходит…
Продолжение следует.