В верховьях Егорлыка

Юрий Кузьминых

В верховьях Егорлыка

Исток Егорлыка находится у северо-восточной окраины станицы Новоекатериновской. Этот населенный пункт мы и выберем за начальную точку маршрута. Сам же поход желательно спланировать таким образом, чтобы переночевать в лесу на склонах Стрижамента.

В центре станицы расположен пруд, правее которого начинается улица, переходящая в полевую дорогу. Плавно спускаясь по отрогам горы, она ведет в егорлыкскую долину. Река угадывается только по петляющей на востоке широкой полосе камышей. Большую часть года вода в русле пересыхает и лишь ранней весной ее тоненькая ленточка подсказывает – Егорлык жив.

Слева от дороги тянутся Верхнесливной и Нижнесливной леса, произрастающие в балке ручья Сливного. Вскоре с одного из пригорков показывается отстоящий от станицы на пять–шесть километров хуторок Липовчанский. Маленький, уютный, так и хочется сказать, курортик. Слабо всхолмленная местность с кажущимся бесконечным лесным массивом. В километре-полутора на западе в рельефе отчетливо выражен холм. Местные жители дали ему имя Косова бугра. Левее, в юго-западном направлении в сторону высшей точки массива тянется Краснояровская балка. Справа от Косова бугра выделяется балка ручья Гремучего, который впадает в Егорлык близ северной окраины Липовчанского. Немногим далее река принимает в себя ручей Холодный. Гремучий и Холодный – самые полноводные притоки Егорлыка, отчего, видимо, местные жители ошибочно считают их за его очень живописные истоки.

Вот в эту живописность, именуемую Темным лесом, и лежит наш путь.

За крайним домом хутора спускаемся к речонке, о наличии которой свидетельствуют кроны серебристого лоха у границы леса. Преодолев ручей, следуем строго в западном направлении и выходим на старую, изрядно заросшую просеку. Дальнейший путь будет пролегать по ней. В прилегающих к Егорлыку участках кое-где попадается дуб, но преобладающими среди древесной растительности породами являются ясень и различные виды кленов. Почва во многих местах перерыта кабанами.

Очень скоро лес поглощает все следы цивилизации. Легкий шелест листьев от пролетающего верхом ветра да редкие потренькивания птиц – единственные звуки, сопровождающие путников. Примерно через полтора часа на пути встречается речонка. Это ручей Гремучий. Вода, и сразу же изменяется окружающий лес. Исчезают клен и дуб, доминирующим видом становится граб, и Стрижамент приобретает знакомые черты.

В верховьях Егорлыка

Движение по пойме – все равно, что преодоление полосы препятствий. Идти приходится, прыгая с одного берега на другой, время от времени поднимаясь на склон выше русла, а потом снова опускаясь к самой воде. На пути встают то поваленный ствол, то целый древесный завал. Лес имеет тот первозданный облик, что и многие столетия назад. Кажется, что и нога человека сюда не ступала. Иногда отжившее свой век дерево не может даже упасть на взрастившую его землю. Прикорневая часть ствола сгнила, а оставшаяся, застряв между живыми экземплярами, продолжает существование в мумифицированном состоянии…

Нам посчастливилось провести одну из ночей на Стрижаменте во время полнолуния. Позволим себе привести несколько строк из дневника о летней ночевке и утре нового дня, рождающегося в глубине Темного леса.

Отсветы костра в ночи, одинокая звезда, мерцающая сквозь кроны и всходящая над Темным лесом луна.

17 августа – 17-е лунные сутки, полнолуние. Пробившись сквозь плотно сомкнутые кроны, полоски лунного света придают лесу фантастический облик. Деревья будто бы фосфоресцируют. Удивительная ночь! По-прежнему необычайно тихо, лишь более звучно журчание ручья.

Около шести часов начинает сереть. На смену сказке приходит утро. На Солдатскую поляну надо выйти в районе, где подступающим с противоположных склонов лесом она делится на две части.

По мере движения в верховья балки становится очевидным, что с местом ночевки мы угадали. Местность преображается. На смену обильной траве приходит папоротник. Более глубоко врезается в берега ручей, более крутыми становятся склоны. Так что идти по большей части приходится уже вдали от воды. Среди грабов начинают попадаться буки. Не исчезает только тишина…

В верховье речонка распадается на целый веер ручьев. Подняться на плато можно по любому из них.

Разнотравное степное пространство сливается на юге с лазурью неба. На краю уступа ясно различим триангуляционный знак – 831 м.

Спуститься в Новоекатериновскую можно по полевой дороге, но предпочтительнее пройти в станицу лесом, чтобы еще раз окунуться в вековую буковую тишину.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление