Начался учебный год, прошла первая суматоха. Будни школы – это не только уроки, диктанты и контрольные. Это – еще и запах булочек на переменке, и яблочко, заботливо положенное мамой в портфель...
А вот настоящий здоровый обед в столовой – забота городской власти. В Ставрополе она «доросла» до идеи комбината школьного питания: под его строительство уже выделен земельный участок и даже деньги - из городского бюджета.
Но все равно мечта о предприятии, на котором из процесса приготовления пищи были бы максимально исключены «лишние руки», грозит не сбыться. Чтобы она стала реальностью, нужна самая малость – устранить бюрократию, удалить хирургическим путем эту незаживающую общественную рану – мелочность, предвзятость чиновников.
Разговор об этом и состоялся на прошлой неделе в кабинете заместителя главы администрации города Ставрополя, директора комитета социальной политики, доктора медицинских наук, профессора Валентины МУРАВЬЕВОЙ. Мы затронули и другие темы, но практически в каждой звучала одна и та же мысль: чиновник – прежде всего человек государственный, и служит он в первую голову интересам и приоритетам страны, а уж во вторую – выполняет локальные, тактические задачи. Иногда приоритеты меняются местами – в зависимости от ситуации, но главное все же именно в глобальном, грамотном, профессиональном подходе к любому вопросу.
Заказ – «не пущать!»
– Валентина Николаевна, что тормозит начало строительства комбината школьного питания?
– Не открою большого секрета, если скажу, что и школьное питание, и школьная медицина наверняка уже с будущего года войдут специальными разделами в национальный проект «Образование». Соответствующие документы уже легли на стол президента и заместителя председателя Правительства России Дмитрия Медведева, который курирует выполнение приоритетных нацпроектов. А наш город, говорю это не без гордости, по сути стал одним из инициаторов такой идеи. Я докладывала об этом и на парламентских слушаниях в Госдуме России в прошлом году, и на совещаниях Министерства здравоохранения и социального развития РФ с участием главного санитарного врача Геннадия Онищенко. В октябре в столице пройдет конкурс, по итогам которого будет выделено несколько «пилотных» территорий России, лидирующих в современных подходах к организации школьного питания. И только пять из них получат право отработать на практике несколько видов комбинатов питания. Среди них может быть и наш проект. Ставрополь реально может претендовать на это, так как у нас готовы все документы. Еще два года назад город потратил из своего бюджета миллион рублей, чтобы каждую школу обследовать и выяснить, как туда провести коммуникации, чтобы продукцию комбината школьного питания быстро разогревать, как устроен пищеблок, где нужны розетки, где – плитка и так далее. А в целом на реконструкцию школьных столовых надо 78 миллионов рублей, а на строительство комбината школьного питания – около 300 миллионов. Огромные средства. И мы могли бы их получить из федерального центра. Но... отношение ряда структур к городу вообще такое сложилось - «не пущать!» Вот и тормозится доброе дело. А если бы мы в октябре отвезли в Москву весь пакет документов для комбината школьного питания, то получили бы дополнительные
деньги, и уже через год-два имели бы современное, высокотехнологичное предприятие в городе, обеспечивающее детей здоровым питанием.
Профилактика
«под колпаком»
Есть такая поговорка: ругают «для профилактики». А вот Ставрополь поругали не для, а... «за». Причем – в прямом смысле слова – за превентивные меры против заболеваемости гриппом и туберкулезом. Как это связано с комбинатом школьного питания? А напрямую: здоровье человека – вещь всеохватная. За примером далеко не нужно ходить: этим летом в нашем крае «запылал» по кишечной инфекции Георгиевский и Благодарненский районы. Пострадали в первую очередь дети. Вот если бы здесь заранее подумали о чистоте рук и оборудования на пищеблоках, то ОКИ (так медики коротко прозвали острые кишечные инфекции) можно было бы избежать.
Ставрополь в этом смысле благополучен. Валентина Муравьева так и говорит:
– На недавнем совещании по итогам летней оздоровительной кампании я мысленно перекрестилась: Слава Богу, у нас уже несколько лет подряд в детских коллективах нет и не было массовых заболеваний, пищевых отравлений. А почему? Да потому, опять же, что мы комплексно работаем. Уже сейчас во всех детских садах и школах готовы к профилактике гриппа – это и бусы из чеснока, и «соковая терапия» - калина, облепиха, и постепенное закаливание – малыши по тряпочкам мокрым ходят, по ребристым дощечкам, проводят физкультминутки на свежем воздухе.
А между тем в итоговой справке рабочей группы правительства края по недавней проверке города Ставрополя красной нитью звучит: в городе замечен рост заболеваемости гриппом. Позвольте спросить, какой же рост, если у нас в течение пяти лет не было эпидемии гриппа: мы не закрывали школы, учреждения?! Это само собой не приходит никогда. И таких территорий в стране мало! А мы систематически занимались прививками, у нас уже настолько налажена эта работа и центром профилактики, и нашими поликлиниками, выездными бригадами, что мы это делаем среди взрослого населения – работников предприятий промышленности, торговли и т.д. А наши медики и педагоги уже не представляют, как это без прививок прожить эпидсезон! Для слабозащищенных категорий населения мы каждый год выделяем в бюджете деньги на профилактику. Посмотрите на любую другую территорию края – кто-нибудь делает так? Мы создали иммунную «прослойку» в городе, зная: если мы привьем 33-36 процентов населения, в основном детского, у нас никогда не будет вспышки инфекции.
Или другой пример. В акте проверки записано: «В городе повысилась заболеваемость туберкулезом». Да, повысилась!
Но вы нас похвалите за это, потому что мы приобрели флюороустановку и получили еще одну по национальному проекту, каждый год принимаем постановление главы города, в котором обязываем не только управление здравоохранения, но и все службы – комитет по экономическому развитию и торговле, комитет городского хозяйства – проводить обследование работников рынка, дворников. Бригады медиков приезжают и бесплатно делают флюорографию. Конечно, у нас увеличилась выявляемость! Но проверяющие - профессионалы, а раз так, то похвалите нас за это и за то, что у нас нет тяжелых форм туберкулеза. И еще за то, что заболеваемость детей стала значительно ниже, чем в предыдущие годы и ниже среднекраевых показателей, что говорит о значительной работе по предотвращению распространения туберкулеза.
Я очень хорошо помню фразу, сказанную главным врачом тубдиспансера: если от СПИДа, сифилиса можно спастись, ведя нормальный образ жизни, то от туберкулеза не застрахован никто! У нас в городе есть целая программа по снижению заболеваемости туберкулезом, ежегодно проводятся месячники, давно не регистрируются вспышки «управляемых» инфекций у детей...
Я уже не говорю о прямой фальсификации фактов – например, о том, что в городе снизилась заболеваемость венболезнями в несколько раз, а нам пишут – увеличилась...
Политическая воля – на здоровье!
Валентина Муравьева, взволнованно и эмоционально говоря о формальных подходах к оценке деятельности администрации города к работе всей его социальной сферы, подчеркнула не раз: я далека от мысли, что у нас все хорошо, все идеально. Но с упорством, достойным лучшего применения, краевые власти не замечают, что город Ставрополь в течение десяти (!) лет занимается проектом «Здоровые города», и в его рамках действует ряд целевых комплексных программ. В их числе – программа «Здоровье на рабочем месте». Этой проблемой Всемирная организация здравоохранения будет заниматься только в 2009 году, сказала Валентина Николаевна. На днях она получила список координаторов проекта «Здоровые города»: в числе таких крупных европейских центров, как Женева, Лион, Глазго, Хельсингбург, Стамбул, есть и Ставрополь.
- Мне часто приходится бывать на совещаниях разного уровня в Москве, и я там слышу, что другие территории России даже близко не подходили к такой проблеме, как здоровье на рабочем месте, - говорит Валентина Николаевна. - А между тем это – важнейшее направление, актуальность его невероятна. Мы уже провели обследования на «Аналоге», «Электроавтоматике», сейчас проводим в РСУ-2. По их итогам можно видеть перспективу – какие профессиональные болезни «лидируют», ведь мы выявляем их на ранних стадиях потому, что пользуемся всеми документами, которые нам дает проект «Здоровые города»...
Составная часть программы сохранения здоровья на рабочем месте – это внимание к физической активности населения, как методу борьбы с гипертонией, инфарктом, стенокардией. Вы видите, сколько в городе появилось в последнее время людей на велосипедах? Поэтому, планируя застройку новых кварталов, мы предусматриваем в проектах велосипедные дорожки. Это – перспективный и грамотный подход – так я считаю.
Комплексность подходов к социальной сфере демонстрирует и программа «Образование и здоровье». Она имеет количественное выражение в цифрах снижения общей заболеваемости, повышения рождаемости, уменьшения смертности в младенческом возрасте. А то, что мы сделали ростовую мебель в школах, дошкольных учреждениях – тоже момент реализации программы. Или другой пример: медики видят, что у школьников города есть проблемы со зрением, все чаще выявляется сколиоз. Значит, это и будет «направлением главного удара» в ближайшее время. Мы работаем системно, планомерно.
Такая перспективность и комплексность работы администрации города не замечается, хотя у нас уже работает 21 комплексная программа – из них половина касается здравоохранения.
– Наверное, это связано с тем, что у руля социальной сферы в Ставрополе – врач?
– Какая-то доля справедливости в такой оценке есть. Но я бы это отнесла к пониманию всей администрации, что здоровье должно быть во главе угла. Первый раз политическую волю к этому высказал еще Михаил Кузьмин 10 лет назад, подписав комплекс документов, представляемых к участию в проекте «Здоровые города».
Претензии по мелочам – не замечать!
Когда я спросила Валентину Николаевну, как она может прокомментировать другие выводы итоговой справки по проверке города правительством края в целом по работе социальной сферы Ставрополя, ответ был вновь лаконичным:
- Ничего найти не могли особо серьезного и начались мелкие придирки. Это первое. И второе: как та унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла, краевое правительство показало невольно прежде всего свои недочеты. К примеру, в справке написано (может, в цифрах ошибусь), что более одного миллиона 800 рублей город потратил не по назначению, так как в государственном учреждении детский дом № 12 содержали врача-педиатра. Смешнее трудно придумать: штатное расписание подписывает министр образования Ставропольского края, субвенции выделяет край, он же утверждает устав учреждения. Городу лишь переданы эти субвенции, и мы их расходуем. Как врач-педиатр я удивлена, как у кого-то поднялась рука написать такое, ведь в этом детдоме практически все дети - с отклонениями в здоровье, и им необходим врач!
Вот другой пример: министерство труда и социальной защиты пишет в акте проверки, что мы израсходовали 3 лишних тысячи рублей на то, что детей-инвалидов из реабилитационного центра возили на процедуры. Мне это просто обидно, как человеку, отвечающему за социальную сферу. Да пусть хоть сто актов напишут – возили и будем возить! Содержали врача-педиатра и будем содержать!
Есть государственное учреждение – центр социальной помощи. Опять-таки, в акте проверки написано, что там не занято несколько ставок работников. Во-первых, это учреждение края. Ситуация, аналогичная с детдомом: вы нам передали полномочия, но ведь и штатное расписание утверждаете вы! Неужели краевая власть не знает, что заработная плата социального работника составляет тысячу с небольшим? Поэтому люди берут на обслуживание не пять, а, к примеру, 10 человек. И какая это работа – разве в краевом правительстве не знают – постирать, погладить, приготовить... И при этом никто их подопечных не направил в край ни одну жалобу на социальных работников – их только хвалят и просят: пришлите еще. А между тем город социальным работникам удлинил оплачиваемый отпуск, мы их одели, обули, проезд бесплатный по городу сделали – все из средств из городского бюджета. Но этого никто не замечает... Или пишут: «вы не передали нам помещения». И вокруг этого чуть ли не скандал подняли. Как будто так важно, в каком помещении – принадлежащем муниципалитету или краю – работают эти люди, выполняющие государственную социальную функцию! Мы что, на Луне или в другом государстве живем? Надо просто понимать, что существует область административных решений и простых человеческих отношений. Думаю, что такое отношение - и есть тот самый бюрократический, буквоедский подход в чистом виде... Предпочитаю его не замечать – просто работать дальше – в том же ключе – комплексно, системно, методично.
К сказанному Валентиной Николаевной я бы добавила только одно: недавно к нам пришла весть, что городской администрации была присуждена награда Почетного списка ООН «За выдающиеся достижения в создании гармоничного города: сокращении уровня преступности и уменьшении напряженности на национальной почве наряду с улучшением показателей занятости населения, развитием здравоохранения и экономических перспектив для всех жителей». Комитет по наградам Почетного списка ООН рассмотрел множество достойных кандидатур, отбор был очень жестким. И Ставрополь его выдержал не случайно: что ни говори, а умеет наша власть чувствовать государственные приоритеты, держа руку «на пульсе» города ежеминутно... Так что «пациент» - Ставрополь – скорее жив, чем мертв...