Ваше благородие…
Василий СкакунДаже двух этих слов вполне достаточно, чтобы каждый житель бывшей Страны Советов мог безошибочно продолжить один из вариантов этой центральной песни кинофильма Вл.Мотыля «Белое солнце пустыни» - госпожа разлука, чужбина, удача или победа
Этот фильм, который даже не собирались пускать в прокат, настолько пустым он казался в Министерстве культуры, а режиссёру вообще хотели запретить работать в кино, но фильм случайно показали Л.И. Брежневу, и все табу были сняты. Ильич любил зажигательные сюжеты. И тут же «Белое солнце пустыни» становится культовым фильмом, сродни «С лёгким паром…». И если без «лёгкого пара» не обходится ни один Новый год в течение последних сорока лет, то «Белое солнце пустыни» - это фильм-талисман, без просмотра которого (буквально накануне старта) не поднимается в космос ни один корабль. И иностранцы, летающие с нашими ребятами, никак не возьмут в толк, ну чем он выдался этот фильм именно для этой цели – как бы в нём и нет ничего такого, хватающего за душу, кстати, как и «С лёгким паром…» (по мнению чужеземцев), чтобы притягивать. Но вот зацепило всю космическую дружину, а может, именно из-за последующих после «Ваше благородие» слов – госпожа удача, на которую надеются все, отправляющиеся в это путешествие, в котором даже на сегодняшний день нет стопроцентной гарантии успешного возвращения. Космонавты и выдвинули его на получение российского «Оскара».
Культовые эти два фильма ещё и потому, что раньше, во время их создания, специально под них сочинялись песни, стихи. Кстати, письма для незабвенной Катерины Матвеевны сочинял, будучи студентом, Марк Захаров. Ну а песня Булата Окуджавы, та самая про «ваше благородие», она на все времена, потому как несёт глубочайший внутренний посыл к самопознанию. Кстати, таможеннику Верещагину, роль которого исполнил актёр П. Луспекаев, в 2007 году поставили памятник в г. Кургане у здания таможенной службы. Неизвестно, что там начертано на постаменте, но надо было бы оставить очень значимое для современной жизни выражение: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».
Так вот, рассуждая о госпоже удаче, Окуджава добавляет, что она к одним добрая, а к другим – иначе (иначе, значит для кого-то недобрая, так надо полагать). Ну а кому не хотелось бы, чтобы она была доброй для всех нас. Так от чего может зависеть её выбор, в какую очередь прикажете становиться или как вести себя, чтобы приглянуться той самой госпоже удаче? Есть ли особые правила поведения на этот счет, и если есть, то кто бы их подсказал? И вот первая удача – такие правила есть.
Но вот незадача, удача, о которой все так мечтают, поднимая бокалы за её здоровье, это наше с вами будущее. А мой друг юности по спорту шутливо говорил: «Десять лет пью за повышение спортивного мастерства, а оно всё никак не повышается». И потому наивно полагать, что разнообразными здравицами мы способны создать предпосылки для притяжения необходимых нам будущих обстоятельств жизни – счастья, здоровья, удачи.
Мы с вами уже как-то раскрывали тему управляемости своей жизни и выяснили, что, несмотря на то, что будущее невозможно рассмотреть в тумане завтрашних дней, но тем не менее оно управляемо, а вот как?
В другой не менее популярной песне говорится, что удача – это награда за смелость. Слегка подумав, можно согласиться, но с множеством оговорок, что считать смелостью – бесшабашность, с которой в молодости многие бросаются сломя голову на житейские баррикады, так такая смелость не может стать предтечей удачи. Если же под смелостью понимать некую устремленность к достижению цели, то тогда и удача может улыбнуться нам, подбадривая наши действия.
Но, по большому счёту, желательно осознать, что только человеку в этом мире живых существ предоставлено право управлять своим будущим. Причем оно управляемо не за счёт манипуляций каких-то высших чинов в Москве или глав регионов – оказывается, нет. Каждый из нас качественностью прожитых дней, недель, месяцев и лет закладывает постепенно фундамент своей личной будущей жизни. Так вот, чтобы не бегать как угорелый за удачей, как за той синей птицей, нужно жить доброй и сострадательной жизнью, и тогда она, госпожа удача, сама будет стучаться в дверь вашего дома с просьбой впустить её вовнутрь.
И вот ещё один, весьма существенный куплет из этой песни, который хотелось бы осознать:
Ваше благородие, господа чужбина,
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В ласковые сети постой, не лови...
А ведь и на самом деле, попадая на чужбину, особенно в те советские времена, когда все мы были ограждены от внешнего мира железным занавесом, и, видя этот материальный сверхдостаток всего и вся, чувствуешь огромную разницу нашего всеобщего дефицита и их жарких объятий этой материальной вседозволенности. Но затем со временем осознаешь, что это только сети, в которые попадаешь своим огромным желанием иметь всё.
В 1967 году я впервые попал в Англию (мне было 23 года), а затем через пару месяцев в Канаду. Я увидел совсем другой мир... Да, до этого доводилось бывать в Болгарии, которая тогда уже жила добротней нас, ну а Лондон (где проходил чемпионат мира, и я был признан лучшим, оттуда пошло «Мистер-прыгун») и Монреаль (Всемирная выставка ЭКСПО-67), конечно, поражали советского человека увиденным. И позже, когда в 90-е годы довелось довольно часто летать в Бельгию в качестве тренера; так вот там во всём этом изобилии явно ощущалось отсутствие любви, что любовь осталась там, в той России с дефицитом, очередями, множеством недочётов и неприкрытым обманом. И после двух недель жарких объятий материального достатка буквально бежалось в Россию со всеми её недостатками.
Ладно, мы, салажата, не нюхавшие настоящего пороху, а каково было белоэмигрантам, особенно офицерам младших чинов, которые поняли, что чужбина их в принципе не может полюбить, и уже в двадцатые годы прошлого столетия потянулись назад, в Россию. Их вернулось 180 тысяч человек, как им казалось, в объятия Матери, но вместо объятий всех их поглотила безжалостная пасть ГУЛАГа, всех до единого. И точно так же, даже с большим издевательством, всех советских людей, которые по разным причинам оказались после Отечественной войны в западных странах, буквально заманивали вернуться домой, утверждая, что уже нет колхозов, что земля отдана людям. И как только они въезжали в Союз, их ждал военный трибунал; и они, «враги народа», отправлялись в те же лагеря минимум на десять лет.
Что же касается продолжения песни Булата Шалвовича о девяти граммах, так это, оказывается, вес самых распространенных пуль, используемых в пистолетах. Но более интересна следующая строка: «Не везёт мне в смерти, повезёт в любви». Почему автор сравнивает такие две противоположности, как смерть и любовь. По всей вероятности, потому, что этот мир существует только по одной причине – любви Всевышнего к Своему творению. И когда человек осознает это, то тогда и сама смерть воспринимается как момент возвращения к Тому, Который и есть Любовь.
Ещё придет зима в созвездии удачи,
И лёгкая лыжня помчится от дверей,
И, может быть, тогда удастся нам иначе,
Иначе, чем теперь, прожить остаток дней.
(Ю.Визбор)