Совсем недавно в Канаде (г.Квебек) закончился ХХV чемпионат мира и всемирные игры юниоров по прыжкам на батуте, акробатической дорожке и двойному мини-трампу. Мне не хотелось бы останавливаться на спортивных итогах соревнований, о них уже достаточно было изложено в наших СМИ. В Канаде мне довелось быть трижды: в 1967 году как спортсмену при проведении Дней СССР на Всемирной выставке ЭКСПО-67, посвященной 100-летию Канады как государства, затем в 2003 году в качестве тренера на этапах Кубка мира и сейчас.
Уж очень интересна история города Квебека (год основания 1608). Это столица французской части (кантона) Канады. В стране два официальных языка – английский и французский (но точно так же, как и во Франции, здесь, в Квебеке, все только на французском). Канада стала завоевываться (захватываться) территориально в XVII веке, и целых два столетия велись внутренние войны между Англией и Францией. В Европе эти две страны мирно уживались, но зато выясняли свои отношения на землях предполагаемых колоний. Однако Канада колонией не стала, а провозгласила себя независимым государством.
Квебек расположен в удобнейшем (в стратегическом плане) месте – на берегу пролива Святого Лаврентия. Полноводный и широкий пролив, удобная гавань были прекрасным местом укрытия судов от бурь и штормов Атлантики. Первые поселенцы бросили якорь в этом месте в 1615 году. В старом городе сохранилась крепость (форт) с высоченными каменными стенами (все сохранено в исторической достоверности), бойницами, в которых стоят пушки образца 1798 года, коих более 50 штук. Особо много их расположено по всему периметру защиты гавани. Тут же прекрасные дворцы правительст-ва кантона (архитектура XVIII века). И что особо впечатляет - масса монументов (бронзовых) защитникам и отдельным политическим лидерам форта и провинции Квебек.
Интересно, что французский кантон до сих пор не очень доволен своим присутствием в Канаде, и уже неоднократно пытался обрести полную самостоятельность с государственными правами. Так, на последнем референдуме всего трех процентов голосов не хватило, чтобы на карте мира появилось новое государство со столицей Квебек.
Наиболее интересным фактом являются современные взаимоотношения оставшегося коренного населения (индейцев) и тех, кто теперь является истинными хозяевами территории Северной Америки. Дело в том, что в период завоевания американского континента краснокожие оказывали серьез-ное сопротивление вооруженным силам стран-захватчиков. И хотя в первый период у них не было огнестрельного оружия, навыки прирожденных охотников и природная смекалка способствовали отражению наступавших войск.
В предыдущий свой приезд в Канаду в одном из городов (Соскатун) нас возили в искусственно построенный форт времен завоевания земель (точная копия 300-летней давности). Это мини-городок примерно 300х300 метров, обязательно рядом с судоходной рекой, со всеми необходимыми атрибутами жизни, вплоть до гауптвахты. Так вот высота бревенчатых стен была не менее 10 метров с многочисленными сторожевыми вышками по периметру форта, где круглосуточно несли караул дозорные охраны.
По признанию самих канадцев, сломить сопротивление индейцев было чрезвычайно трудно – храбрости у них не занимать, тем более что защищали-то родные земли, а затем, когда у них появилось огнестрельное оружие, победить их стало практически невозможно. Они уходили от прямого столкновения (что абсолютно понятно), а методика партизанской войны не давала возможности искоренения местного населения. И тогда, поняв, что силой их не одолеть, в ход пошли запрещенные приемы (наши слабости) – подкуп вождей и спаивание коренного населения. А так как у них (индейцев) не было выработано иммунитета ни от первого и особенно от второго соблазна, все это не могло не сказаться на общем исходе противостояния.
Надо сказать, что сегодня и в Америке, и в Канаде единственным способом сохранения индейцев как народности являются резервации – особые зоны компактного проживания коренного населения. Хотя они могут жить где угодно, для них везде есть льготы (как бы льготы замаливания былых грехов). И как бы наша пресса, особенно в советские времена, ни критикова-ла резервации, сравнивая их с
концлагерями, это не так. На самом деле это единственная возможность сохранения коренного населения. Что собой представляют резервации?
Во-первых, резерваций довольно много, практически в каждом штате. К чести американского и канадского правительства, понимая, что в силу сложившихся исторических обстоятельств индейцев лишили земель и способов древнего существования, в настоящее время принимаются значительные усилия для возможности безбедного существования коренного населения. Все резервации это не что иное, как островки государства в государстве, где правят вожди племени, где своя полиция. Территория огорожена со всех сторон (это, как правило, леса или земли, не приспособленные к земледелию, холмисто-гористые территории), где есть сеть своих магазинов, медицинского обслуживания и т.п. Причем всё, чем занимаются аборигены, не облагается налогом, даже спиртное, сигареты и т.д. Но главное то, что на каждого родившегося индейца правительство штата сразу открывает счет в банке порядка 200 000 долларов. (В каждом штате по-разному). Но их трогать до совершеннолетия нельзя, и потому к 18-летнему возрасту собирается солидная сумма, на которую можно открыть дело, купить или построить жилье. Кроме того, все взрослое население получает специальное пособие порядка 600 долларов в месяц. Казалось, живи не хочу. Ан нет. Традиции запойного пьянства, по всей вероятности, у них уже не только в крови, но и на генном уровне. Поэтому только единицы выскакивают из этого заколдованного круга алкоголизма.
Кроме того, понимание, что можно, ничего не делая, получать сносные деньги, разлагает население еще больше, отбивая руки от созидательного труда. Для лиц коренной нации открыты двери практически в любые учебные заведения (бесплатно), но лишь единицы пользуются этими привилегиями.
Мои знакомые американские тренеры из русских рассказывают, что они иногда ездят в резервации на рыбалку (платят деньги за въезд и за время, проведенное на горной речке). Так вот, по их словам, абсолютное большинство строений в поселениях собраны из отходов стройматериалов, и все это абы как (как у нас цыгане). Те же, кто сумел встать на ноги, занимаются выпуском сувенирной продукции староиндейского стиля да организацией обрядовых манифестаций для заезжих туристов. Да еще там популярен игорный бизнес (он тоже там не облагается налогом).
В чем дело? Почему все так получилось не только на американском и австралийском континентах, но и у нас такие картины со всеми северными народами, которых еще при советской власти хотели определить в совхозы на оседлый образ жизни. Однако из этого ничего не вышло. Та же «огненная» вода сделала свое дело, и численность населения, и самобытная культура тают на глазах.
А почему в приграничных с Мексикой штатах США люди живут в достатке, скромно говоря, а рядом мексиканские провинции не могут выбраться уж если не из нищеты, то, по крайней мере, из сурового недостатка?
Мексику в свое время завоевали испанские конкистадоры. С большей долей уверенности можно предположить, что эти цивилизации (индейцы, наши эскимосы и другие малочисленные северные народы) просто по уровню своего эволюционного развития не дотягивали до европейского стандарта, быть может, несколько столетий, а может, и больше. И все попытки перетянуть их через несколько ступеней цивилизации одним махом обречены на провал. Все должно вызревать в двух параметрах: времени и эволюционного преобразования.
Природа не терпит спешки.