У нас довольно часто проводятся соревнования в Краснодаре, особенно после того как там был построен прекрасный Дворец спорта. И, проезжая по трассе Ставрополь - Краснодар, практически через каждые 10 километров натыкаешься взглядом на придорожные памятники людям, погибшим в автокатастрофах. Где-то лежат цветы, где-то кресты. Наверняка далеко не все из родственников погибших таким образом пытаются сохранить память о близких, а сколько безымянных мест трагических столкновений? И иногда охватывает чувство, что едешь не по трассе, а по пантеону, обагренному кровью соотечественников. Раньше тракты были местом гибели от рук разбойников, а теперь гибель на дорогах по своему количественному показателю превышает все возможные и невозможные болезни современности. Не говоря уже о том, что в основном страна теряет людей работоспособного возраста, и сколько обездоленных семей остается в результате этих происшествий!
- К сожалению, у нас нет сравнительной статистики по погибшим в автокатастрофах в сопоставлении со странами Запада, но и так ясно, что у нас в России гибнут в разы больше.
Попробуем разобраться в причинах - видимых и завуалированных. Первая объективность — это дороги. Таких плохих дорог, как у нас, в цивилизованных странах нет. Почему? Это не только потому, что страна большая, а денег почему-то мало и плохо строят, а потому, что ещё в СССР человек был ничто, винтик в машине, который всегда можно было заменить на новый. Помнится, я был поражен тем фактом, что во время войны потерянную в боях технику списывали шестью актами, а людей — одним. Сложно поменять курс развития страны, но ещё сложнее изменить мышление, особенно тех, кто правит ею. Когда тебя лично какая-то проблема не касается (бедность, война в Чечне, дороги и т.д.), её как бы и нет. Это ведь позор для страны, что целый Дальневосточный регион не имеет автомобильной связи с Большой Землей, ведь бездорожье трудно отнести к дорогам.
А теперь давайте попытаемся разобраться в субъективных причинах, которые называются человеческим фактором, и на который так легко списывать все происшествия. Так почему же за рулем человек ведет себя таким образом, что невольно, а зачастую «вольно» попадает в аварию?
Думаю, что каждый из нас был свидетелем того (сидя на месте пассажира), как водитель, нервничая, клянет всех коллег, едущих параллельным и встречным курсами. Все у него виноваты, все делают не то, и всё это через мат, всё через оскорбления. Естественно, что таким образом «рулевой» заводит себя, и этот «завод» ухудшает восприятие ситуации. Иногда водители пытаются не дать себя обогнать, мешают маневру других машин, и всё это в обстановке повышенной нервозности. В этой ситуации мы загоняем себя в состояние стресса, кажется, что все нас хотят обидеть, унизить, оскорбить. Вогнав себя в «пятый угол», мы уже не можем адекватно оценивать обстановку, потому что кругом, как нам кажется, — враги.
Почему так происходит? Прежде всего потому, что мы за рулем такие же, как и в жизни, но если в обыденной обстановке у нас мало внешних раздражителей, то здесь мы сами делаем всех своими недоброжелателями. Мы ни за что не хотим соблюдать элементарные правила движения. Оставим ГАИ в покое, это особая боль. Если во всем мире полиция — это помощники движения, то у нас — надсмотрщики за водителями. К примеру, если на трассе затор, наши будут ехать и по резервной полосе, и по полю, и по чему угодно, но ехать, несмотря ни на что, хотя, приехав, начинаешь понимать, что торопиться, по большому счету, и не было необходимости. За границей никто даже не попытается занять резервную полосу, т.к. понимают, что здесь должна проехать полиция, скорая помощь, спецслужбы.
Я помню, как, впервые попав в Америку в 1974 году, был удивлен не количеством машин и разъездами в семь ярусов (хотя было на что раскрывать рот), а доброжелательностью водителей. Целый месяц мы выступали в громадном Дворце спорта в пригороде Вашингтона. На наших шоу бывало по 10 — 12 тысяч зрителей, естественно, все приезжали на машинах и парковали их вблизи на стоянке. В моём понимании они должны были разъезжаться не менее получаса (тысячи и тысячи машин), там же этот процесс занимал от силы 10 минут, все друг друга пропускали, никаких сигналов, никакой ругани — чётко и быстро. Приятно, что сейчас и у нас с количеством транспорта увеличивается культура взаимоотношений среди водителей, а вспомните, как было раньше. При аварии водители выходили и начинали потасовку, а потом, вытирая разбитые носы, уж разбирались, кто прав.
Очень важно, на мой взгляд, перед выездом (особенно в дальний путь) попытаться настроить себя на доброжелательное отношение на дороге. Помните: в примете «присесть перед дальней дорогой» заложен глубинный смысл.
И в каждой ситуации (кто-то кому-то не уступил) не надо сигналить, не надо опускать стекло и браниться, вспомните, что и вы неоднократно бывали виноваты в подобных обстоятельствах. А если чувствуете, что ошиблись, помешали, поднимите руку и, улыбаясь, извинительно кивните, и всё — инцидент исчерпан. И у вас, и у партнера по движению не останется горечи несправедливости. Почему мы этого не делаем? Наша гордость не позволяет, она шепчет нам: «да все они козлы поганые», тем самым показывая, что мы круче. Наш ум — большой хитрец в этом деле.
А как мы относимся к пьяным за рулем? Да никак. Выпил, ну и выпил, кто не пьет. В Германии, в Штутгарте, живет мой приятель, олимпийский чемпион по гимнастике Валерий Беленький (я там периодически читаю лекции по прыжкам). Так вот, Валерий с женой возвращались домой поздно ночью после русской вечеринки под хорошим хмельком. Едущему сзади водителю не понравилась манера езды Валерия, и он тут же вызвал полицию. Так это был скандал на всю страну. Беленького лишили водительских прав на год (олимпийского чемпиона!) и заставили регулярно приносить в полицию справки из наркодиспансера (идиотен тест). Естественно, и пресса не умолчала эти факты. Так бывает, когда закон един для всех.
Точно так же, как очень опасно перегревать мотор своего авто, сверхопасно перегревать свои эмоции. Но если вы всё-таки «завелись» — остановитесь, выйдите, посмотрите на поля, небо, глубоко вздохните несколько раз, пошутите над собой, начните мурлыкать мотив любимой песни и только затем садитесь за руль.
Нет, не дороги — главный враг всех происшествий, а мы сами, и никто иной. Как только мы научимся критически оценивать собственное поведение на трассе и делать из этого правильные выводы, знайте, с нами ничего не может случиться. Нам просто надо научиться, как в шахматах, на каждую возникающую ситуацию реагировать на ход вперед.
Коллеги—водители! Не забывайте, что нас всех ждут дома живыми и невредимыми. Давайте не подводить наших родных и близких.