Вдыхая душу в металл…
Нина Погребнаяобщество
Тяга человека к прекрасному начала проявляться тысячелетия и даже миллионы лет назад, когда пещерные люди с помощью добытых из растений красок рисовали мамонтов и доисторических лошадей на каменных сводах своих жилищ. С развитием нашего мира открывались все новые и новые способы создавать прекрасное, которые развивались и видоизменялись с течением времени. Поэтому «традиционные» – назовем их так – виды искусства были рядом с человечеством во все, даже самые темные, времена. Одно из них – чеканное мастерство.
Чеканка появилась тогда, когда люди начали изготавливать ювелирные украшения и монеты, поэтому о «возрасте» этого ремесла говорить не приходится. Появилось оно повсеместно: им занимались и на Кавказе, и в Индии, и в Южной Америке, и в Китае. Разумеется, место и время задавали тематику и стиль – все как и в других воплощениях человеческого культурного гения, общим оставался только принцип творения. Чеканка – это вид художественной обработки металлов давлением с помощью специальных инструментов, толщина металла при этом остается неизменной, а на его поверхности появляется рельеф.
Мастера-чеканщики работают чеканами разной формы, толщины и остроты – каждый предназначен для определенных элементов и работ. Например, лощатники («бой» плоский) служат для выравнивания (лощения) фона, а канфарники – (заостренный конец) предназначены для перевода рисунка с бумаги на металл. Вообще, все начинается с эскиза на бумаге, с рисунка, поэтому настоящие чеканщики еще и отличные художники. К сожалению, чеканное искусство, несмотря на то, что оно окружает нас в повседневной жизни – от ворот и дверей до сережек и монет, приходит в упадок. Так считает мастер-чеканщик Ашот Багиров:
– Чеканка – это моя жизнь, моя душа. Я посвятил всего себя искусству, а последователей нет. Дети просто не знают, что такое чеканка, более того, даже в Москве этому не обучают в художественных училищах!
Ашот Багиров уже давно живет в Ставрополе, хотя чеканкой начал заниматься еще на родине, в Азербайджане. Когда шла к нему в гости, чтобы воочию увидеть, что такое традиционная чеканка, я не знала, чего ожидать, ведь сейчас трудно отыскать выставленную на всеобщее обозрение отчеканенную картину. Большая часть работ Ашота Артемовича – это исторические и библейские сюжеты: на одном листе металла метр на метр развиваются целые драмы с участием более 30 фигур – это «Бегство Иакова». Поразительно, как одноцветный металл обретает свет и тень! То, что я увидела, было за пределами моего ожидания, ведь, рассказывая о преимуществах черно-белого алюминия, чеканщик сравнил чеканки с черно-белым кино: цветное динамичнее, порой его легче воспринимать, но градиент от белого к черному поражает глубиной и заостряет наше внимание не на динамике сюжета, а на деталях, мимике и настроении. С чеканкой точно так же. Металл принимает на себя теневой рисунок и каждой прожилке «придает значение».
Ашот Багиров оказался одним из тех, кто отдает любимому делу всю жизнь, ведь в искусство чеканки по металлу будущий мастер пришел еще в середине 70-х, когда учился в 6-м классе. Это была не влюбленность, а настоящая любовь с первого взгляда. Мальчишка до того поразился работам, которые принес с собой чеканщик, приглашающий детей в кружок, что понял, чем займется в будущем, даже не попробовав сделать первый удар по металлу:
«Я помню чеканные картины, которые принес мой первый учитель, – портрет Юрия Гагарина и девушки среди виноградной лозы. А учиться мне так нравилось, что не хватало занятий в выходные – я чеканил и в будние дни. Мы жили тогда в многоквартирном доме, и вот приходит мой старший брат после учебы или семья с работы, а я все долблю. Брат заходил, ругал, мол, эх, ты, дятел, опять стучишь! А я смеюсь и не могу остановиться».
Мастер больше всего любит работать в «древнем», как он сам его называет, стиле, который предполагает объемы, градацию света и тени, сложную фактуру. Большая часть работ выполнена в древнегреческом стиле. Ашот Багиров не просто уже более 40 лет превращает листы металла в произведения искусства, он – дипломированный чеканщик с 5-м разрядом – в те времена высшим. После восьми лет занятий в кружке чеканщиков он поступил в Бакинское художественное училище на факультет чеканки, который окончил с отличием, ведь его выпускная работа стала символом училища. К тому же именно команда Ашота Багирова оформляла бакинскую ВДНХ огромным полотном 3х60 метров! Помимо государственных заказов, оставалось время и на свободное творчество. Много работ чеканщика таким образом разошлись по Европе: иностранцы приезжали на выставки и покупали. Это были золотые годы чеканного искусства. Хотя тематику и регламентировали, она оставалась очень разнообразной, а работы поражали своим масштабом. Но работать часто приходилось с одними и теми же образами.
«Сколько я сделал Лениных – это что-то! Но особенно интересный был как раз на ВДНХ. Вообще, если я соберу все свои работы, то ими спокойно можно будет обить наш проспект Карла Маркса целиком».
В СССР к чеканке относились если не с благоговением, то с огромным уважением. Без дела чеканщики не сидели, но с развалом Союза о ней многие забыли. Ашот Багиров десять лет не прикасался к металлу – время и возможности не позволяли, хотя, признается мастер, он часто видел во сне, как чеканит, поэтому вскоре не выдержал и сел за работу. Правда, работа по специальности, указанной в дипломе, перестала приносить стабильный доход и превратилась в хобби.
Первая работа после перерыва в десятилетие меня поразила. Когда чеканщик попросил меня ее не фотографировать, я сначала подумала, что из-за качества работы, но потом оказалось, что причиной такой просьбы стал обнаженный образ.
«Неприлично! – сетует мастер. – Я выставил фотографию работы в интернет, так все на меня набросились. Не могу понять, вокруг сейчас гораздо больше общедоступной пошлости, а тут искусство, к тому же я не знаю, что может быть красивее женщины. Во все времена художники писали женщин. Это нормально и прекрасно».
Увидев эту работу, я была поражена, ведь она совершенно не отличалась от чеканок, сделанных недавно или, наоборот, еще в Баку: линии четкие, уверенные, фактура выверена, на телах видны мускулы. Руки помнят – это про ставропольского мастера.
«Самое приятное, – продолжает Ашот Багиров, – это процесс воплощения в жизнь того, что тебе хочется, того, что ты увидел. А спустя месяц работы ты видишь долгожданный результат, который останется в веках – ты сделал то, что хотел сделать. В такие моменты «больные искусством» люди, как я, испытывают самую настоящую и искреннюю душевную радость. Это все равно что родить ребенка. Это наша жизнь».
Фото из личного архива Ашота Багирова.