Вечный двигатель

Валерий Манин


Осень в 1942 году на Ставрополье явно запаздывала. На календаре середина ноября, а деревья еще не сбросили всю листву. Яркое солнце щедро разбрасывало свои блики в редких лужицах. В такое время обычно улицы, скверы и парки Ставрополя бывают забиты народом. Но в тот год город словно вымер. Редко кто из горожан рисковал выйти из дому - люди еще не привыкли жить в оккупации. И только неугомонная детвора, лишенная чувства страха, изредка оживляла городские дворы.
Двенадцатилетняя Валя Полякова - маленькая, хрупкая девочка с торчащими в разные стороны короткими, жесткими косичками сидела с книжкой в руках на скамеечке, время от времени поглядывая за малышней, резвившейся в листве, которую еще не успели сжечь.
Вдруг Жучка - крохотная лохматая дворняжка, любимица дворовой детворы - залилась отчаянным лаем и кинулась к полураскрытым воротам, обозначавшим границу двора одного из домов на Комсомольской улице. Валя оторвала взгляд от книжки и вздрогнула - во двор вошел немецкий патруль. Молодые, веселые солдаты в расстегнутых мундирах что-то весело обсуждали, но лай собаки их явно раздражал, и один из вошедших что-то прокричал и скинул винтовку с плеча. Валя, крикнув: «Жучка, домой!», кинулась навстречу солдатам. Те, оторопев от яростного натиска крохотной девчушки, несколько секунд потоптавшись на месте, затем не спеша ретировались со двора. А Валя, собрав малышей и загнав еще рычащую Жучку в конуру, сооруженную в дальнем углу двора, зашла в квартиру, где получила серьезную выволочку от матери. «Ты что, сдурела, из-за собаки кидаться на фрицев! А если бы они пристрелили тебя. Вон, говорят, на Холодных родниках они целую бойню учинили. Это ж не люди». И для пущей верности шлепнула дочку попавшим под руку веником пониже спины. Валя насупилась и тихо, но твердо произнесла: «А пусть они на нашей земле не хозяйничают!». И ушла в дальний угол комнаты.
Мать, присев на табурет у окна, недовольно произнесла: «Вот же характер!».
Если бы мама знала, как этот характер будет в дальнейшем помогать ее дочери в жизни, не стала бы пенять ее за излишнюю инициативность. А в спорте без настойчивости и инициативы нельзя. Валя же всерьез занималась гимнастикой. И уже через пару лет после освобождения Ставрополья от немцев выиграла свой первый крупный турнир. Потом пришли и другие победы. Так что к моменту окончания школы Валентина твердо определила свой жизненный путь - спорт. И, несмотря на протесты мамы, решила поступать в институт физкультуры. Да не какой-нибудь, а в знаменитый Ленинградский Лесгафтовский.
Там, уже на третьем курсе, напросилась помогать одному из преподавателей тренировать девочек-школьниц, занимающихся художественной гимнастикой. Так что к моменту получения диплома Полякова имела солидный тренерский стаж.
Но сразу заняться любимым делом не получилось. Прибывшего в родной Ставрополь дипломированного специалиста сперва назначили заместителем председателя краевого совета ДСО «Урожай» - самого крупного спортивного объединения Ставрополья. Полякова с головой окунулась в организационную работу: проводила сельские спартакиады, пробивала ставки инструкторов по спорту в сельских коллективах физкультуры, формировала сборные команды общества...
Однако ее все сильнее и сильнее тянуло в спортивный зал. И Валентина, отработав положенный срок, решительно изменила свою судьбу, сменив чиновничье кресло на преподавательскую кафедру - перешла работать на факультет физвоспитания в Ставропольский государственный педагогический институт. Здесь она преподавала гимнастику и музыкальную ритмику, а во внеурочное время организовала занятия в экзотической в то время секции художественной гимнастики. И здесь ей судьба подарила встречу с Эммой Литвиновой - талантливой девушкой, окончательно определившей спортивную ориентацию Валентины Алексеевны. Отлично координированная, легкая, трудолюбивая, Эмма все буквально схватывала на лету. И вскоре выполнила норматив мастера спорта. Это был первый мастер молодого тренера, и первый мастер спорта по художественной гимнастике на Ставрополье!
Всю оставшуюся жизнь Валентина Алексеевна и Эмма Николаевна, ставшая еще в институте Овсянниковой, прошли рука об руку. Вместе работали на отделении художественной гимнастики ДЮСШ гороно, которое удалось открыть во многом благодаря пробивному характеру Поляковой. Вместе потом перешли в только что открывшуюся специализированную спортшколу олимпийского резерва по художественной гимнастике.
Вот здесь-то и раскрылся вовсю творческий потенциал двух замечательных женщин. Только мастеров спорта Поляковой подготовлено более четырех десятков! А сколько еще было мастеров международного класса. В разное время в сборную страны входили ставропольчанки Ирина Чернова, Татьяна Пронькина, Галина Семенякина, Ирина Кауницина, Валентина Брулева, Галина Носова, Ирина Бочковская...
Но и этого Поляковой было мало. Она работала с акробатами, помогая им составлять программы выступлений, взялась за развитие художественной гимнастики в крае. И много-много лет возглавляла краевую федерацию этого вида спорта. Да еще как! Открылись и сейчас уже крепко встали на ноги школы художественной гимнастики в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, Невинномысске, Михайловске...
Такая подвижническая работа Поляковой не прошла незамеченной. Ей присвоено звание заслуженного тренера России, она - ветеран спорта РСФСР, отличник физической культуры Российской Федерации, награждена медалью «За доблестный труд». Однако множественные регалии никак не отразились на характере Валентины Алексеевны. Даже выйдя на пенсию, она по-прежнему была в курсе жизни ее любимого вида спорта. И только смерть, наступившая девять дней назад, прервала работу «Вечного двигателя» - так в спортивной среде называли Валентину Алексеевну Полякову.

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление