«Вечёрка» в моей судьбе»

Виталий Задорожный

«Вечёрка» в моей судьбе»
Для меня, как журналиста, «Вечерний Ставрополь» стал второй, после «Молодого ленинца», серьезной газетой, в которой проработал без малого десять лет. «Молодежка» дала возможность постичь все процессы производства газеты - от макетирования полос до выхода номера в свет. Она не только научила грамотно размещать на газетной полосе очерки и репортажи, интервью и статьи, стихи, фотографии, рисунки. Она привила умение подходить к макетированию полос - на первый взгляд, скучной работе - творчески, подавать все материалы ярко, необычно, чтобы читатель обязательно обратил на них внимание. Именно это умение, конечно, пришедшее с годами, и оценил, наверное, Евгений Пучков, с которым мы работали еще в «Молодежке» в далекие 70-е годы и даже гуляли всем коллективов на его комсомольской свадьбе. Оценил двадцать лет спустя, почти как у Александра Дюма, когда, поработав на краевом радио, а затем в крайкоме партии, вдруг загорелся идеей реализовать инициативу первого секретаря горкома КПСС В. П. Бондарева - создать в городе свою газету. Ему нужны были не просто хорошие журналисты, а такие, которые, не боясь трудностей первых лет, умели бы начинать. Очевидно, по этим причинам Пучков и пригласил меня в «Вечерку».

Признаться, уходить из радиокомитета было нелегко. За пятнадцать лет работы я чувствовал себя там как рыба в воде. Отговаривал от ухода и ведущий радиожурналист Геннадий Хасьминский:

- Виталий, тебя знают в крае все хоры и ансамбли, певцы и музыканты, о которых ты делал передачи. А ты идешь всего лишь в городскую газету. Подумай еще раз.

И я думал. Предложение Евгения Пучкова заставило вспомнить работу в молодежной газете, которая воспитала во мне журналиста. В этом предложении прельщало и то, что мой опыт газетчика снова оказался востребованным. И я решился.

Коллеги на радио меня поняли. Хотя я и был нужен эфиру, но, как сказал тогда мой редактор Олег Даусон, нельзя наступать на горло собственной песне. А песней этой оказалась в ту весну 92-го года газета.

Так я попал в «Вечерний Ставрополь» на должность заместителя главного редактора. Первым заместителем был Михаил Василенко, а я стал отвечать за выпуск газеты в свет, вплотную занялся макетированием полос, то есть тем, что с любовью делал в «Молодом ленинце». Правда, у нас не было выпускающего, и пришлось совместить и его обязанности, то есть полностью вести номер.

Продолжать газетную стезю было и легко, и трудно. Легко потому, что многое было знакомо, напоминало прежние газетные будни и даже мысленно возвращало в юношеские годы. Трудно потому, что надо было изучать новые веяния в макетировании и верстке, новые шрифты, оформительские линейки. Более того, газета уже на третий год своего существования постепенно переходила на компьютерный набор. Как сейчас помню, половина номера версталась на талере, остальная - в компьютере.

Конечно, выпуск газеты был для меня главным делом. И хотя повседневная работа была связана в основном с полиграфией, я в то же время оставался журналистом. И Евгений Пучков поручил мне вести в «Вечерке» вопросы культуры, с которыми я был хорошо знаком и по «Молодежке», и по литературно-музыкальной редакции краевого радио. Мы начали регулярно выпускать страницу «Созвездие муз». Кстати, авторство заголовка принадлежало главному редактору. Буквально в каждом выпуске выступала с материалом на театральные темы Елена Пономарева, о художниках, работниках культуры рассказывали корреспонденты Татьяна Черненко и Анна Травянская. Я знакомил читателей с приезжавшими в край гастролерами, с солистами краевой филармонии, с камерным хором духовной музыки Валерия Короткова, работавшим при Ставропольском фонде культуры, с хоровой студией «Жаворонок» Дворца культуры и спорта профсоюзов. Не остался незамеченным читателями и цикл зарисовок о Государственном ансамбле танца «Ставрополье», выступавшем не только по краю и по стране, но и за рубежом. Своевременной и актуальной была в выпусках рубрика «Лаборатория композитора», в которой рассказывали о своем творчестве Николай Зинченко, Владимир Чернявский. В рубрике «Круглый стол «ВС» директора кинотеатров города обсуждали волновавшие их и зрителей проблемы проката фильмов.

«Созвездие муз» не прошло мимо такого события, как встреча через двадцать лет воспитанников Ставропольского хора мальчиков, который создал Николай Зинченко. На встрече присутствовал тогдашний глава городской администрации Михаил Кузьмин. Как сожалел он, что в те годы не жил в Ставрополе. Иначе он обязательно был бы в этом хоре.

Иллюстрировал выпуски «Созвездия муз» опытнейший профессиональный фотожурналист Иван Овсянников. Это был человек не только с высоким чувством ответственности за свое дело, но и человек добрейшей души. Для него не существовало слов «не могу». В любое время, когда это надо было редакции, он всегда был наготове со своим неизменным другом - фотоаппаратом.

Нелегкими были 90-е годы. Распад СССР привел к тому, что многие россияне, жившие в союзных республиках, оказались в так называемом ближнем зарубежье. Оказался там и мой сын Сергей, направленный после окончания Ставропольского высшего военного инженерного училища связи для прохождения дальнейшей службы на Украину. Главный редактор Михаил Василенко предложил мне сделать проблемный материал на эту волнующую многих тему. Он очень верно настроил на беседу с сыном, который в это время находился в отпуске в Ставрополе, расставил акценты в нашей беседе. Материал, который назывался «Народ разделить нельзя», получился актуальным и злободневным.

Особо хотелось бы сказать о рубрике, которую я задумал еще на краевом радио, но не успел ее там осуществить, - «Вспомним песню». Я знал многих людей, в судьбах которых песня сыграла далеко не последнюю роль, и начал встречаться с ними. Они, что называется, открывали мне свою душу, и очерки получались теплые, светлые, добрые. Тут же публиковались портреты героев этих повествований и, что особенно важно, тексты тех песен, которые прошли с этими людьми через годы. В течение двух лет вышло более тридцати выпусков «Вспомним песню», и, скажу не хвалясь, они до сих пор греют мою душу. Эти памятные выпуски вполне заслуживают, без ложной скромности, издания отдельной книжкой. Нашелся бы спонсор. Пользуясь случаем, я обращаюсь к героям этих публикаций: откликнитесь и расскажите, как вы жили последние пятнадцать лет, как помогала вам в жизни песня.

Руководство газеты знало и о моем давнем увлечении занимательными материалами, которые, конечно же, были нужны читателям новой городской газеты. И мне поручили вести еще и рубрику «Досуг». Раз в неделю в номере появлялся новый кроссворд. А однажды Михаил Василенко вызвал меня и прямо спросил:

- А слабо нам будет давать кроссворды в каждом номере?

Я подумал и ответил:

- Не слабо. Будем давать.

У меня уже были на примете знакомые кроссвордисты, которых я тут же привлек к сотрудничеству. Стал искать через газету новые имена. Читатели «Вечерки» 90-х годов, наверное, помнят составителей кроссвордов - Эдуарда Суказова, Николая Киселева, Бориса Чаблина, Зою Лебедеву, Владимира Липчанского, Галину Петренко, Федора Караченцева, Юрия Краснокутского. Нам присылали свои кроссворды Вадим Жемойдо из Пятигорска, Геннадий Дроздов из Георгиевска.

А какие конкурсы эрудитов мы проводили! Особенно запомнился тематический конкурс кроссвордов, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. На суд читателей свои работы представили наши постоянные кроссвордисты: Николай Киселев - военный пенсионер, Юрий Краснокутский - хирург краевой больницы, семья Ротач из Ставрополя.

Привлек внимание читателей и конкурс, посвященный 300-летию Российского Флота. В нескольких турах были представлены кроссворд, викторины «Песни о море», «Портретная галерея русских флотоводцев». Еженедельно с публикацией нового тура подводились итоги предыдущего. А в конце объявлялись победители всего конкурса. Как писалось в обзоре, письма шли валом. А итоги были подведены точно ко Дню Военно-Морского Флота.

Хотелось бы еще раз вспомнить имена самых активных участников этого конкурса - бывших моряков Е.Каминского, Л. Булатова, педагога Е.Почекаеву и победителей - пенсионерку З.Лебедеву, ее коллегу В. Чурилову и учительницу О. Лебедину. Они получили дипломы и ценные подарки - историческую и музыкальную литературу.

А напоследок для разрядки приведу байку, касающуюся нашего первого главного редактор.

Когда Татьяна, жена Жени Пучкова, вернулась из роддома, она стала думать, как назвать вторую родившуюся дочь.

- Екатерина, - не задумываясь, предложил Женя.

- Но у нас ведь первая дочь Екатерина, - возразила Таня.

- Верно ты говоришь - продолжал Женя. - Но то Екатерина Первая, а эта будет Екатерина Вторая.

Молодые не стали испытывать судьбу и назвали дочь Наталией.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление