Вернуть управляемость краю

Лариса Денежная
<

25 июня региональный парламент Ставрополья принял закон, которым внесены поправки в Устав края. Не успела высохнуть подпись спикера краевой Думы под этим документом, как с разных сторон послышался угрожающий ропот: думцы рушат вертикаль власти, столь кропотливо выстроенную Президентом страны. В подобном ключе при рассмотрении вопроса на заседании Думы высказался и губернатор края Александр Черногоров. Не удержался даже один из депутатов. В Интернете приводятся слова из его интервью: «Фактически в отдельно взятом регионе произошёл государственный переворот. Инициированные ставропольскими законодателями решения могут привести к развалу Российской Федерации». Мы попросили председателя Государственной Думы Ставропольского края Андрея УТКИНА прокомментировать такую реакцию.

Видно, кое­кто в очередной раз пытается использовать принятые решения для «раскрутки» собственной популярности. Есть такой сорт людей: каким бы делом ни занимались, всегда найдут повод напомнить о себе в средствах массовой информации. Из всего умудряются сделать шоу.

Ведь посмотрите, ни автор опубликованного в Интернете материала, ни сам депутат словом не обмолвились, о каких изменениях Устава Ставропольского края идёт речь. Существо вопроса их не волнует. Главное – нагнать страху. И вот уже гремят пророчества: если за ставропольцами пойдут другие, рухнет вся вертикаль власти в стране.

Может, кому­то этого и хочется. Но могу разочаровать: не рухнет. На уровне края, во всяком случае, принятые нами решения только повысят качество государственного управления, дееспособность и ответственность власти. В этом убеждены мои соратники по партийной фракции «Справедливая Россия», да и в целом большинство депутатов Думы, проголосовавшее за изменения Устава края.

Чем мы руководствовались?

Известно, что в последнее время исполнительную власть края трясёт кадровая лихорадка. За пять лет в некоторых министерствах по два­три раза сменились руководители. В том числе и в тех, работа которых связана с жизнеобеспечением населения.

Из-­за частой перетасовки губернатором края А. Черногоровым ключевых фигур теряется управляемость отраслями.

Ещё одна беда нашего губернатора – непонятное пристрастие к назначению на высокие посты людей из других регионов, не знающих Ставрополье, не болеющих за него душой. Самым ярким представителем «варягов» является «правая рука» главы региона Анатолий Воропаев, временно исполняющий обязанности вице­губернатора. В статусе «и. о.» пребывают и другие высокие начальники, что делает их положение зыбким и никак не способствует деловой отдаче. Причем прежняя редакция Устава края не запрещала пребывать в этом статусе и год, и пять лет. Что и происходило.

Все это мешает краю развиваться динамично и последовательно. Ставрополье плетётся в хвосте рейтингов российских регионов по важнейшим социально­экономическим показателям.

Предприятия ведущей отрасли края – сельского хозяйства — накрыла волна банкротств, не имеющая аналогов во всей стране. Зачастую преднамеренных банкротств. На селе массовая безработица.

Под «мудрым» руководством Черногорова ухитрились обанкротить даже ведущий ликероводочный завод «Стрижамент», имевший всесоюзную славу. Завод, надо подчеркнуть, находившийся в краевой собственности.

При попустительстве губернатора и возглавляемого им правительства вертикально интегрированные компании уводят из доходов бюджета края огромные налоговые ресурсы.

На нашей территории стремительно растут тарифы естественных монополий, в том числе своих, краевых. Причем растут быстрее, чем дозволено федеральными правовыми актами.

Прилавки магазинов в аграрном крае завалены продовольствием из других регионов. Лёгкая промышленность практически сведена на нет. Хотя в соседней Ростовской области, например, как шили, так и шьют прекрасную одежду.

Все видят и знают «достижения» края под руководством Черногорова, который в нынешней должности одиннадцатый год. Все, кроме самого губернатора.

Он, как заводной, к месту и не к месту продолжает хвалиться высокими урожаями зерновых. Не видя в упор, что крестьяне от этих рекордов богаче не становятся, что наше зерно уплывает за бесценок в соседние регионы, откуда идёт на экспорт за полновесную валюту.

Он продолжает распространять небылицы, будто на Ставрополье все самое лучшее. И даже автомобильные дороги. Последнее, кстати, вызывает обычно всеобщее веселье. Так как хуже, чем у нас, вряд ли сыщутся дороги в регионах юга России.

Любитель резать красные ленточки на торжественных пусках и вручениях всего и вся, Черногоров оторвался от действительности. Он не слышит или не хочет слышать стенания ставропольского крестьянства, обиды учителей, врачей, молодых специалистов, ветеранов на вопиющую несправедливость, на многолетнее невнимание власти к их проблемам.

За всем этим стоят, конечно, и объективные проблемы, свойственные многим регионам страны. Но надо же видеть и субъективную составляющую. А она, прежде всего, в качестве управления. В том, что на Ставрополье высокие правительственные должности нередко занимают люди случайные, некомпетентные, да ещё чрезмерно увлеченные личными интересами в ущерб порученному делу.

Депутаты решили исправить ситуацию.

Внесенные в Устав изменения четко определяют перечень должностей, назначение на которые губернатор может производить только по согласованию с Думой.

Это первые заместители председателя правительства и его заместители, координирующие вопросы социально­экономического развития края. Причем, если один из этих постов становится вакантным, глава исполнительной власти обязан не позднее чем в двухнедельный срок внести на согласование новую кандидатуру. То есть теперь губернатор, возглавляющий у нас правительство края, не сможет оставлять своих заместителей многие месяцы подвешенными в статусе «и. о.» Это очень важно. Поскольку нетрудно догадаться, как работают и о чём думают «временные».

Принятая поправка к Уставу положит конец бессистемной и безответственной кадровой суете в исполнительной власти. На ключевые должности смогут прийти действительно достойные люди, которых немало в нашем крае. У них здесь множество родственников и друзей. У них есть авторитет и уважение, которые вряд ли кто захочет терять. Словом, у них есть то, чего нет у пришлых. И в этом, наряду с квалификацией и компетентностью, мы видим залог их эффективной работы на благо края, который для этих людей на самом деле родной.

Еще одно важное дополнение: Дума вправе выразить недоверие должностным лицам исполнительной власти, в назначении которых она принимала участие. В таком случае губернатор обязан немедленно отстранить их от должности.

Этим решением депутаты взяли на себя часть ответственности за кадровые просчёты. Если руководитель, который прошёл процедуру согласования в Думе, не справляется со своими обязанностями, значит, мы ошиблись в нём. И сами инициируем его отставку.

Хочу особо подчеркнуть, в первую очередь, для тех, кому в изменениях Устава края мерещатся попытки государственного переворота. Принятые нами решения строго соответствуют тем полномочиям, которые предоставлены Думе статьёй 24 Федерального закона № 184­ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Далее. Дума упразднила должность вице­губернатора. Но ведь и на федеральном уровне у главы государства нет никаких «вице». И Россия от этого не развалилась. Напротив, она энергично развивается.

Не пропадёт и Ставропольский край без вице­губернатора.

Это решение легко прошло думские согласования ещё и потому, что большую роль сыгр ал личностный фактор. Депутаты были практически единодушны: таких «вице», как «упразднённый» Анатолий Воропаев, краю не надо. За ним тянется тульский шлейф, где не удалось усесться в губернаторское кресло. За ним тянется скандальная история с конкурсом на разработку проекта особой экономической зоны туристско­рекреационного типа на Кавказских Минеральных Водах. Много чего за ним тянется.

Но, по большому счёту, дело, конечно, не в личности. В принципе должность вице­губернатора надуманная. Его обязанности может исполнять один из первых заместителей председателя краевого правительства, которое, напомню, возглавляет губернатор.

Теперь я хочу спросить: что означают наши решения?

Кликушествующие политики и средства массовой информации объявляют, что это государственный переворот, разрушение президентской вертикали власти, угроза распада России. Оставим такие оценки на их совести. В подобных выводах нет ничего, кроме политического пустозвонства.

В действительности же мы разрушаем властную монополию губернатора, который подмял под себя другие ветви краевой власти, но никакой ответственности за своё руководство нести не хочет. В крае давно известно каждому: за что бы ни спрашивали с губернатора, у него во всех бедах и недостатках всегда виновны либо муниципальные руководители, либо федеральный центр. Только не он сам и не его правительство.

Вот против этого мы и выступили. Ведь в Думе Ставрополья заседают не иностранные агенты, а народные избранники, патриоты своего края, родной земли.

И нам обидно видеть, как под неуклюжим управлением
А. Черногорова наш край – край замечательных тружеников и богатейших возможностей, житница и здравница страны – медленно, но верно скатывается вниз, в группу самых отсталых регионов России.

В то же время губернатор выступает против инициированных фракцией «Справедливой России» и принятых Думой законов, которые позволяют улучшить материальное положение людей, реализовать волю населения. Например, втрое повысить детские пособия, наделить статусом ветерана труда с соответствующими льготами тех, кто проработал на Ставрополье не менее 20 лет и имеет трудовой стаж 40 лет для мужчин и 35 – для женщин, запретить в крае игорный бизнес.

Наши избиратели доверили нам представлять их интересы в высшем законодательном органе края. Главный из этих интересов – создание нормальных условий жизни для людей. А это возможно только на основе подъёма экономики, оживления производства, защиты интересов края и его жителей, восстановления справедливости в распределении, когда тот, кто много и хорошо работает, хорошо живёт.

Решить эти ключевые задачи у Черногорова и его правительства не получается. Значит, им надо помочь. Вот Дума и взяла на себя эту функцию. Мы поможем губернатору сформировать грамотное, дееспособное руководство исполнительной властью. Мы будем тесно сотрудничать с командой высших управленцев, чтобы быстрее решались задачи развития края, повышения благосостояния людей.

Этого ждут от нас избиратели. Это отвечает интересам не только края, но и России, чьей частицей является Ставрополье. Это отвечает целям и задачам, которые выдвигает перед регионами страны наш Президент
В. В. Путин.

А. В. Уткин, председатель Государственной Думы Ставропольского края.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление